Психофизиологические основы развития художественной одаренности

Психофизиологические основы развития художественной одаренности

Николаева Елена Ивановна,
профессор кафедры возрастной психологии
и педагогики семьи Института детства
РГПУ им. А.И. Герцена,
доктор психологических наук

Творчество ребенка и взрослого имеет принципиальные различия. Для взрослого реальный результат: картина, здание, книга, самолет или ракета – то, что создано его руками и является непосредственной целью творчества. Для ребенка это лишь побочный продукт основного результата – созидания собственной личности. Рисуя, двигаясь под музыку, распевая слова, всплывающие сиюминутно, сочиняя песню на свои стихи и фантазируя перед сном, ребенок познает себя и тестирует мир, приспосабливая себя к своему окружению.

Второй особенностью детского творчества является его тотальность: оно свойственно всем без исключения психически здоровым детям до подросткового периода, когда вхождение во взрослое сообщество побуждает большую часть людей отказаться от приспособления путем творчества. Самый простой путь быть принятым в это сообщество – стать таким, как все. Общество крайне агрессивно по отношению ко всему, что грозит его устойчивости и постоянству. А творчество не способствует застойным процессам. Дети могут различаться в возможностях, которыми наделила их природа в отдельных видах творческой деятельности, но само творчество – непременный атрибут становления их личности.

Следовательно, большинство исследований свидетельствует о том, что надо развивать не одаренность ребенка, а его личность. Потому что только уникальная личность сможет создать уникальное, новое. Однако личности не создаются на конвейере, а потому не может быть четкой инструкции, когда и что добавить, или что удалить, чтобы получился стандарт уникальности.

Когда мы говорим о творчестве, то обычно имеем в виду взрослых людей, достигших больших результатов в какой-то деятельности. Однако, когда мы обсуждаем ребенка, у которого все лишь впереди, уместнее использовать термин «креативность» – возможность проявления творческих способностей в будущем. В этом термине нет обещания конкретной премии или точной суммы будущего гонорара, это всего лишь предожидание.

Но что можно ожидать в ребенке в будущем? Способность ощущать проблему, видеть ее там, где для других есть серая очевидность. Так Ньютон задумался над тем, почему падают яблоки, и Архимед поставил вопрос, почему в воде объекты ведут себя иначе, чем на воздухе (очевидно, что это упрощение того, что сделали два гения, но с его помощью мы лишь хотим проиллюстрировать идею предожидание). Миллионы людей видели падающие яблоки, и несметное число жителей Земли купалось в ванне или в море. Но все они принимали как данность те факты, что яблоки падают на землю, а тела, помещенные в воду, пытаются всплыть на ее поверхность. Проблемы не существовало, пока не нашлись те, кто в очевидности увидел неизведанное. Вот эта особенность видеть проблему, ощущать несогласованность, отсутствие каких-то элементов в простых истинах, можно предожидать в ребенке. Еще можно предожидать иной взгляд на привычные вещи, способность посмотреть на одно и то же как бы с разных сторон, иначе назвать привычное и ощутить в этом новое, оригинальность мысли.

Одаренность – некий дар, которым наделяют ребенка его родители, если мы находимся на позициях генетики, или высшее существо, если мы оцениваем события с религиозной точки зрения. Само понятие впервые было сформулировано в середине 19 века сэром Френсисом Гальтоном, двоюродным братом Чарльза Дарвина. Русское слово «о-дар-енность» – калька с английского слова «giftedness», что также обозначает «дар». Это слово, как и креативность, подчеркивает возможность: человеку дан дар, но неизвестно, как он им воспользуется.

Б.М. Теплов писал, что на практике лучше говорить не об одаренности, но о способностях. Просто потому, что нет инструмента измерения одаренности. Есть восторг перед отдельными людьми, проявляющими в раннем возрасте чудеса умений в той или иной области. Способности же можно померить. Считается, что в понятии «способность» заключается три значимых аспекта:

  • способности – это индивидуальные характеристики, которые отличают одного ребенка от другого;
  • способностями называют лишь те характеристики, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей (а потому вспыльчивость, жестокость, медлительность, которые, несомненно, являются индивидуальными особенностями, не называются способностями, потому что не рассматриваются как условия успешности выполнения каких-либо деятельностей);
  • способность не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека. Способность предполагает некий потенциал, который человеку предстоит обнаружить.

Рассматривая таким образом способности, мы можем под одаренностью понимать уровень развития каких-либо способностей, связанный с их развитием. Человек может быть необычайно одарен, например, музыкальными способностями, или вообще не иметь музыкального слуха.

Согласно определению Б.М. Теплова, одарённость – это качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности.

Способности не сводятся к имеющимся у ребенка знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности. На глубинном уровне способности – это свойства мозга, особенности восприятия и обработки информации. На основе этой информации по законам мозговой организации строится уникальная картина мира ребенка, способность познавать, размышлять, делать выводы и прогнозировать.

Чтобы понять основную проблему одаренности, можно обратиться к метафоре, предложенной одним из исследователей креативности – М.А. Рунко. Он сравнил творчество взрослых с бабочкой, и тогда метафорой детского творчества становится гусеница. Проблема состоит в том, что мы не можем представить бабочку, если видим только гусеницу. Из кокона, который совьет гусеница, может вылететь и моль, поедающая все на своем пути, и роскошный махаон, от которого трудно будет оторвать глаза. Но дело даже не только в том, в какой сфере проявит свои возможности данная гусеница, а в том, сможет ли она преодолеть все те препятствия, которые встают перед нею на пути превращения в бабочку.

Любой ребенок, не имеющий психических заболеваний или сниженного интеллекта в силу заболеваний разного рода, наделен недюжинными творческими способностями. Каждый родитель знает, как свободно сын или дочь в раннем детстве запоминал(а) стихи, легко находил (а) потерянные взрослыми вещи, поскольку обладал(а) замечательной памятью. Каждый ребенок без словаря освоил родной язык. Более того, произнося фразу, он четко соблюдал мелодику, свойственную языку, как будто наделен абсолютным слухом. Подобные особенности ребенка легко объяснимы. Творчество – новое качество, возникшее и закрепившееся в эволюции именно потому, что позволяет ребенку адаптироваться к социуму, в котором он рожден. Малыш должен обучиться с нуля всему тому, чего достигло человечество. У большинства людей этот дар исчезает по мере взросления, и они превращаются в благополучных взрослых, живущих в простом объясняемом мире. Они заняты важными делами, а потому у них не хватает времени на то, чтобы задавать глупые вопросы об устройстве мира. Но небольшая часть людей сохраняет природный потенциал и готова противостоять косности общества, задавая вопросы себе и пытаясь ответить на них открытием новых законов, созданием неизведанных механизмов и т.д.

Возможно, центральное ощущение, которое стоит сформировать у ребенка, – ощущение сопричастности жизни. Целью воспитания одаренного ребенка будет формирование здорового жизнерадостного человека, готового строить свою жизнь самостоятельно. И задача родителей с возрастом будет состоять во все меньшем влиянии на него в качестве направляющего воспитание и все большем влиянии как соратника и помощника. Для ребенка важно сохранение ощущения того, что семья, родители и дом – это то место, куда можно прийти всегда, и прежде всего, когда что-то не получилось, чтобы набраться сил и вновь продолжить борьбу за достижение поставленных целей.

Еще одним обязательным условием будущей реализации одаренности является насыщенная среда. Насыщенная среда- наличие в окружающих ребенка обстоятельствах всего необходимого для его развития. Не обязательно это большое число красивых игрушек.

Необходимость насыщенной среды обусловлена особенностью развития мозга человека.

Нейроны после рождения должны научиться анализировать поступающие сигналы. Если нейрон в силу тех или иных обстоятельств не может создать определенное количество связей с другими нейронами (обычно, их должно быть не менее 2 тысяч), то он погибает. Считается, что в первый год жизни гибнет огромное число нейронов. Гибель каких-то нейронов не отзывается на возможностях ребенка, но гибель других обусловливает более низкий интеллект и более низкую продуктивность в более поздние периоды времени. 

Многие возможности ребенка закладываются в первые два года жизни, когда нейроны соревнуются за формирование связей и им нужна не любая информация, но каждому нейрону – та, на обработку которой он запрограммирован. Трудно предсказать, в какой последовательности у конкретного ребенка происходят эти процессы, поэтому лучшее, что может сделать родитель – предоставить насыщенную среду.

Чтобы понять принцип получения насыщенной среды стоит вспомнить, что часто одаренные дети были последними детьми в большой семье. Это означает, что при всех стараниях родителей, дети не жили в тишине и абсолютной чистоте. Их окружала возня старших детей, играющих или создающих нечто для игры, пока еще сложной для годовалого ребенка, наблюдающего за их действиями. Но он мог ощупывать объекты разной формы и шероховатости, видеть разнообразные краски, слышать мелодичную детскую речь, брать в рот все, что попадалось под руку.

Согласно представлениям Ж. Пиаже, интеллект ребенка до двух лет – сенсомоторный интеллект. Это означает, что он определяется разнообразием и количеством движений, сделанных им, и разнообразием и числом сенсорных воздействий, им воспринятых и обработанных.

Это связано вот с чем. Большинство людей ошибочно полагает, что они имеют дело с внешним миром. Это кажется очевидным, потому что, открыв глаза, мы видим объекты этого мира. Но все не так просто. Мы не видим объекты внешнего мира, мы имеем дело с картиной мира, построенной для нас нашим мозгом. Это он придает цвет электромагнитным волнам, исходящим от объектов, распределяет их в пространстве и т.д. И эта картина тем точнее и ближе к реальному миру, чем больше опыт человека, взаимодействующего с миром.

Наши ощущения часто ошибочны, потому что они субъективны. Наши глаза показывают нам, как рельсы пересекаются в пространстве. Глаза показывают, как небо касается земли, а солнце на закате и восходе больше по размеру, чем в зените. Глаза (то есть наши ощущения) лгут. Более точную (но не абсолютно верную) картину дает мозг, который не верит тому, что дважды в день планета Земля выруливает ближе к Солнцу, а днем отдаляется от него на некоторое расстояние. Мозг точно знает, что рельсы не сходятся, иначе он никогда бы не позволил купить билет на поезд. И вы не полетели бы на самолете, если бы верили, что в некоторой точке земля сходится с небом.

Но мозг узнает об устройстве мира не из внутренних ресурсов, а из опыта. И чем богаче опыт человека, тем точнее его картина мира.

Чтобы у ребенка возникла максимально точная (из возможных) картина мира, он должен получить собственный опыт. Не наблюдать за устройством мира из коляски, но пройти его, попасть ботинком в лужу, упасть на снег и почувствовать холод колких льдинок на щеках.  И делать все это, не боясь услышать за спиной, что нельзя пачкать чистый костюм и нельзя мочить ноги, потому что после этого нужно идти домой сохнуть.

Восприятие требует от ребенка выделения из множества точек на сетчатке объекта – то есть значимой части видимого, подобно тому, как, глядя на экран телевизора, взрослый человек из множества точек, составляющих изображение, выделяет фигуры людей, здания и другие объекты. Чтобы научиться этому, ребенок должен исследовать объекты восприятия с разных сторон – потрогать, понюхать, засунуть в рот и т.д. Только подробное исследование позволит ребенку не ошибиться при выборе правильного объекта. Следовательно, восприятие человека зависит от его опыта взаимодействия с объектами внешнего мира, поэтому оно различно у взрослых и детей, обладающих неодинаковым опытом.

Чтобы мыслить, ребенок должен опираться на собственный опыт. Например, уже в возрасте около года ребенок понимает, что все, что брошено, падает вниз. Он не называет это словами, но он открывает этот закон, даже не подозревая, что он лишь переоткрывает то, что задолго до него сделал Ньютон. Но затем ребенок оказывается в ванне и начинает кидать объекты в воду. Но здесь нарушается закон, открытый ребенком для безводного пространства. Объекты не хотят запихиваться в воду и упорно из нее выскакивают, пока ребенок не обнаруживает, что можно залить воду в игрушку, и тогда она утонет. Нам кажется, что ребенок играет в воде. Да, он играет. Но одновременно переоткрывает закон, некогда сформулированный Архимедом. Наконец, ребенку дарят шар. Он хочет кинуть его, но шар взмывает вверх и не собирается вести себя так, как уже изученные ребенком предметы. Он внезапно для себя открывает, что есть класс объектов, не подчиняющихся ранее открытым им законам.

Конечно, ни один ребенок не произносит столь нудных тирад, которыми я только описала поведение маленького исследователя. Но именно так дети реализуют записанную в геноме программу одаренности в жизнь. Они так отрабатывают способ познания мира. Пока на интуитивном, доязыковом уровне.

Ребенок фактически весь дошкольный период времени не способен проделывать многие умственные операции до тех пор, пока в опыте не наберет достаточно знаний и навыков для их осмысления. Более того, это не может быть опыт, полученный из книг исключительно. Это должен быть собственный опыт, основанный на анализе воспринятых сенсорных стимулов и результатов собственных движений. Следовательно, любые ограничения активности в познании в это время снижают интеллект.

Кроме собственного чувственного опыта, ребенок получает в дар от взрослых обозначение данного объекта – слово. Каждое слово как бы намертво прикалывается к объекту и позволяет легко вычленять его из многих других. Возможности работы с посредниками – словами - у детей развиваются постепенно.

Интенсивная стимуляция не сможет перевести ребенка мгновенно на другой этап развития. Кроме необходимости получения опыта, ребенку требуется время для его осмысления.

Раннее детство – это не время приобретения книжных знаний, осмысление большей части которых для ребенка невозможно. Это время приобретения сенсорного, чувственного и двигательного опыта, который и составит в дальнейшем фундамент собственной мировоззренческой системы. В ней ребенок самостоятельно осмыслит каждый факт и сопоставит его с другими.

Психофизиологические особенности детства таковы, что ребенок учится на своих ошибках, приобретая все более и более объективную картину мира. В это время становление его чувственной сферы, завершение развития психофизиологической основы которой происходит до 6 лет, будет способствовать не только формированию более высокого интеллекта, но и тех личностных особенностей, которые в дальнейшем составят необходимую основу творчества: инициативность, любознательность, стремление понять суть проблемы, а не просто решить поставленную задачу. Накопленный в это время собственный опыт составит основу точности восприятия мира и видения необычного в привычном.

Но это не значит, что дошкольник должен быть полностью предоставлен самому себе. Безусловно, участие взрослого, который дает ребенку не готовый продукт, а предложит посильные для его индивидуального уровня задачи, будет способствовать более скорому переходу ребенка с одного уровня умственного развития на другой в соответствии с особенностями той культуры, в которой он живет.

Исследователи полагают, что интеллект фиксируется не в генах (которых не так много), а в особенностях мозговых связей. Именно поэтому дети могут освоить чтение и письмо и многие другие навыки, которых не знали их деды и прадеды.

По-видимому, на нейрональном уровне одаренность обусловлена пластичностью, то есть способностью менять связи. Кортикальные области, ответственные за более низкие уровни переработки информации (сенсорная и двигательная) обладают пластичностью только до 5–6 лет. Напротив, ассоциативные области, отвечающие за более сложную обработку (речь, мышление) сохраняют пластичность существенно дольше. Именно поэтому так важно в дошкольном детстве делать упор не на обучении математики и чтению, которые с успехом можно развить и в более поздние возрастные периоды, а на движении и анализе сенсорной информации (слышать музыку, играть на музыкальных инструментах, осваивать языки, трогать, видеть, нюхать, облизывать).

На психологическом уровне одаренность – это интерес к жизни, инициативность, мотивация к обучению, освоению и достижению. К сожалению, многие родители весьма рано отбивают у здоровых детей именно это стремление к исследованию и инициативность.

Мы изучали детей обычного детского сада. Все дети были разделены на тех, у кого общий интеллект был выше среднего в данной группе и ниже среднего. Затем было проведено исследование, в котором было три части. Сначала ребенок придумывал ассоциации на слова, которые говорил взрослый без каких-либо дополнительных условий. Затем дети отвечали ассоциациями на слова, зная, что за правильные ответы они будут получать конфеты. Наконец, в последнем случае при ошибке у ребенка конфеты отбирали. Оказалось, что дети с более высоким интеллектом лучше всего работали в «бесконфетных» условиях, когда не было ни положительного, ни отрицательного подкрепления. Дети с более низким интеллектом лучше всего работали, когда у них отбирали конфеты, хуже всего, когда конфеты не предлагались и не отбирались.

Это свидетельствует о том, что интеллект выше у тех детей, которые работают, потому что им самим интересно, у них есть внутренняя мотивация к деятельности. А потому они все больше и больше узнают и имеют более высокий интеллект. Дети, которые работают на внешней мотивации (за что-то или боясь что-то потерять), тут же бросают работу, как только исчезают эти внешние стимулы. Одаренные дети – дети, в силу обстоятельств сохранившие эту внутреннюю потребность к исследованию, деятельности, совершенствованию.

Ребенок, как губка, впитывает впечатления жизни, накапливает материал и активно перерабатывает его. Следовательно, творчество – удел любого ребенка, это нормальный и постоянный спутник детского развития.  Для детей любая активность сопряжена с исследованием. Когда ребенок рисует яблоко, он исследует форму и цвет, он экспериментирует с объемом и пространством. Нарисовав яблоко, он обнаруживает, что оно висит в пустоте, поэтому он начинает искать ему опору – тарелку, которую также вынужден расположить на чем-то еще и т.д. Точно также играя в прятки, ребенок осваивает постепенно тот замечательный факт, что если он видит человека, то и человек видит его, вне зависимости от того, закрывает или открывает глаза сам ребенок. В дальнейшем он сможет вербализовать это на уроках физики в виде законов распространения света, но задолго до этого он сам откроет интуитивно этот закон самостоятельно во время творческой деятельности – в процессе игры или рисования.

Таким образом, насыщенная среда – это пространство для деятельности, которую ребенок хочет развернуть. Многие из выдающихся людей вспоминали лес, сад или парк, в котором они наблюдали явления природы; игру со взрослыми, которые усложняли структуры общения, заставляя адаптироваться как к сложным правилам, так и к новым понятиям; возможность самостоятельных действий и наличие инструментов, которыми можно было выполнять эти действия.

Но чтобы обобщать и думать, ребенок должен говорить. Для этого рот должен быть свободен от соски. Соску можно применять, когда ребенка укладывают спать. Все остальное время ребенок должен тренировать свой вокальный аппарат, потому что он таким образом готовит его к работе.

У детей с высоким уровнем креативности к 7 годам практически сформированы важнейшие характеристики личности (положительное отношение к себе и окружающему миру, развита личностная рефлексия и стремление к исследованию мира). У детей со средним и низким уровнем креативности найдены соответственно средний и низкий уровни развития личностных качеств. Следовательно, при работе по развитию творческих способностей детей необходимо направлять усилия не на развитие одного из аспектов взрослого проявления творчества, а создавать условия для развития личностных качеств ребенка, его стремления созидать, действовать в соответствие с системой ценностей данной культуры, добиваться результата. История науки и искусства предоставляет массу примеров, когда утрата духовности оборачивалась потерей таланта.

Стоит подчеркнуть, что для творческих способностей, как и для многих других психологических качеств, существует сенситивный период, которым является дошкольный возраст развития ребенка. Понятие «сенситивный период» включает необходимость специфических факторов, без которых невозможно развитие той или иной психологической функции, которая формируется в этот ограниченный временной период.

Известно, что все достигшие высоких результатов люди на каком-то этапе своего жизненного пути встречали хороших наставников и высоких профессионалов. Необходимость встречи с такими людьми связана уже не с психофизиологическими особенностями мозга, но с формированием личности, которая должна иметь в качестве примера высокие стандарты. Личность формируется другой личностью. Если для формирования интеллекта крайне важен ранний период развития ребенка, то для развития его личности, на каждом этапе становления он должен примерять собственную личность к разным стандартам, все более и более приближаясь к тем, кто представляет сферу профессиональных интересов.

Итак, суммируя описанное, можно выделить следующие необходимые параметры поддержки одаренного ребенка:

  • Формирование безопасной привязанности в первые полтора года жизни
  • Обеспечение насыщенной среды, в которой есть все, что способствует развитию ребенка: возможность самостоятельно ощутить объекты этого мира (облизать, понюхать, потрогать, удариться), простор для движения.
  • Эмоционально теплые отношения хотя бы с одним близким человеком, способным поддержать в трудную минуту. Познавая мир при поддержке взрослого, ребенок формирует собственную уникальную картину мира, на основе которой в дальнейшем он создаст то, о чем пока никто не догадывается.
  • Предоставление ребенку автономии через раннее обучение простейшим навыкам самообслуживания, возможность самостоятельно решать сложные задачи.
  • Предоставление возможности исследовать и изучать мир с самого раннего возраста. Формирование и поддержка исследовательской мотивации.
  • Поиск учебного заведения, в котором есть профессионалы (ученые, музыканты, художники и т.д.), работающие на уровне международных стандартов
  • Выбор среди этих профессионалов для руководства научной работой человека с высокими личностными качествами, способного направить одаренного молодого человека на решение сложных профессиональных задач, обучая высокому качеству мастерства.