Педагог-культуролог как ресурс современного общего образования

Педагог-культуролог как ресурс современного общего образования

Олесина Елена Петровна,
кандидат педагогических наук,
заведующая лабораторией интеграции искусств и культурологии
ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования»

Аннотация: В статье рассматривается проблема взаимодействия образовательных организаций и учреждений культуры региона. Автор на основе исследований, проведенных в 2012–2016 гг., определяет основные проблемы подобного взаимодействия и приводит варианты создания социокультурной образовательной среды школ. На основании результатов проведенных исследований возникает необходимость увеличения объема культурологических дисциплин в педагогических вузах и появления в школах квалифицированных педагогов-культурологов.

(Результаты, изложенные в статье, получены в рамках выполнения государственного задания Минобрнауки России № 27.7452.2017/8.9) 

Ключевые слова: социокультурная образовательная среда, интеграция, педагог-культуролог, гуманитаризация образования.

 

Базовыми основами современного российского образования, закрепленными в Законе об образовании в Российской Федерации и Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг., являются осознание его приоритетности в процессе личностного развития, социально-профессиональная направленность, преемственность, гуманистическая ценность и воспитание патриотизма. Президент России В.В. Путин в январе 2013 г. («Россия: национальный вопрос») подчеркнул: «Гражданская задача образования… дать абсолютно обязательный объем гуманитарного знания, которое составляет основу самоидентичности народа». Современный социальный запрос на формирование компетентной в различных областях деятельности, широко образованной, креативной личности выдвигает необходимость изменения содержания образования, методов и технологий обучения.

Самоопределение в культуре для школьников – сложный, многоуровневый процесс, составляющие которого существуют и одновременно, и последовательно. Наиболее важными моментами самоопределения являются овладение необходимым объемом культурной информации, приобретение собственного опыта культурной деятельности и коммуникации. Одновременно происходит осознание отношения к себе как к части культурного поля, исходя из самооценки и оценки сверстниками. В результате углубляется процесс самосознания молодых людей, происходит возникновение новых культурных конструкций и, как следствие, стремление к углублению познаний традиционных и инновационных явлений культуры.

Вышесказанное четко определяет актуальность культурного контекста в системе образования. В Институте художественного образования и культурологии Российской академии образования были проведены широкомасштабные исследования: 2012–2016 гг. – Городская инновационная площадка «Гуманитаризация образования на основе комплексного использования социокультурной среды города в структуре московского стандарта качества образования» при поддержке Департамента образования г. Москвы, в работе которой приняли участие 23 школы г. Москвы, 14 музеев, 6 театров, 8 промышленных предприятий; 2013–2016 гг. – Научно-практическая разработка «Реализация образовательного комплекса гуманитаризации учебно-воспитательного процесса школы в социокультурной среде региона», объединившая 40 образовательных организаций из 8 регионов РФ, 2 педагогических вуза, 31 музей, 22 театра, 23 промышленных предприятия.

По результатам исследований была определена наиболее актуальная для современного образования форма освоения социокультурной среды региона – создание социокультурного образовательного пространства школы. На первый взгляд, все уже создано, так как существует огромное количество прекрасных музейных программ от академических (привычная экскурсия или экскурсия с заданием и др.) до современных (квесты, воркшопов и пр.), в театрах образовательные отделы разрабатывают систему подготовки юного зрителя к восприятию спектакля, а в школах существуют уроки изобразительного искусства, музыки и, иногда, мировой художественной культуры, а также многие школы наладили постоянный контакт с учреждениями культуры. Но, как выяснилось, все это только на первый взгляд, потому что зачастую в школе отсутствует система освоения социокультурной среды школьниками. Учителя водят обучающихся в музеи и театры совершенно стихийно: родители купили билеты, зашел распространитель билетов, просто пришла мысль в голову «А не сходить ли нам?..». Не буду утверждать, что эти экскурсии в музеи или посещения театров ничего не дают школьникам. Конечно, все зависит от профессионализма как педагогов, так и работников учреждений культуры. Но можно сказать точно, что бессистемное посещение разнообразных учреждений дает очень небольшую отдачу.

На основе исследований мы пришли к выводу, что, во-первых, в современным учителям не хватает культурологических знаний, а, во-вторых, эти знания обязательно должен иметь педагог-организатор.

В результате понимания профессиональным сообществом необходимости создания социокультурного пространства школы, становится актуальным вопрос о появлении в школе специалиста, занимающегося выстраиванием тесных и устойчивых взаимоотношений между образовательной системой и социокультурной средой региона с целью оптимальной социализации и инкультурации школьников, то есть педагога- культуролога. Конечно, можно вспомнить, что в школе уже есть профессия тьютора, который организует условия для создания и реализации индивидуальной образовательной траектории учащегося. А также есть должность педагога-организатора, осуществляющего функции развития личности, талантов и способностей, формирования общей культуры обучающихся (воспитанников, детей), расширению социальной сферы в их воспитания. Все бы хорошо, но нигде не отмечено, что эти педагоги должны владеть одновременно культурологическими и педагогическими компетенциями.

Эта мысль не так уж нова, в 2010-х гг. проводились подобные исследования в Российском государственном педагогическом университете и в Научно-образовательном культурологическом обществе России. Но сегодня актуальность проблемы звучит с новой силой. Не каждый тьютор, педагог-организатор или учитель может создать полноценное взаимодействие школы с социокультурной средой региона, чтобы обучающиеся не просто побывали где-то и узнали что-то, а присвоили эти знания и впечатления. Педагог-культуролог, обладая специальными знаниями, может создать полноценное социокультурное образовательное пространство школы, выстроить систему посещений музеев и театров, даже виртуальную при отсутствии таковых.

Таким образом, в образовательной организации будет решаться рад задач:

  1. Социальная задача, заключающаяся в интеграции социокультурной среды региона в образовательный процесс и включающая в себя:
  • самоопределение личности в мире;
  • оптимальную социализацию и инкультурацию школьников в современных условиях информационного и поликультурного общества;
  • формирование гуманистического мировоззрения;
  • развитие креативности в учебной и профессиональной деятельности,
  • повышение интеллектуального потенциала российского общества;
  • воспитание достойного социально ответственного гражданина России.
  1. Образовательно-практическая задача, включающая:
  • повышение качества образования, достижение метапредметных, личностных и предметных результатов обучения в соответствии с ФГОС;
  • повышение практико-ориентированности учебно-воспитательного процесса школы, который осуществляется через взаимодействие учреждений образования, культуры и промышленных предприятий.

На основе анализа проведенной инновационной исследовательской деятельности можно утверждать, построение социокультурного образовательного пространства школы возможно только на основе интеграции в разнообразных формах: интеграция школьных учебных предметов с занятиями искусством, интеграция основного образования с внеурочной деятельностью и дополнительным образованием, и, конечно интеграция школы с социокультурной средой региона.

Модель интеграции образовательных учреждений с развернутой сетью социокультурных учреждений города или региона состоит из четырехкомпонентного взаимодействия: создание в школе интегрированной образовательной среды, взаимодействие образовательных учреждений с театрами, музеями, промышленными предприятиями. В ходе реализации модели происходит органичное вхождение школьников в социокультурную среду города.

Первый компонент «интегрированная образовательная среда»:

  • создание комплексов программ, реализующих новые образовательные стандарты с учетом запросов социума, а также повышения воспитательного значения предметного содержания;
  • разработка вариативного тематического планирования образовательных программ в процессе переструктурирования базового содержания в связи с социально-культурными запросами общества;
  • проблематизация и актуализация предметного содержания образования;
  • программы развития интегративных связей между учебными дисциплинами и разработки метапредметных направлений образовательного процесса;
  • апробация современных педагогических технологий, соответствующих новым требованиям к образованию;
  • внедрение модели инновационной педагогической деятельности по взаимодействию базового и дополнительного образования.

Второй компонент «школа-театр»:

  • посещение школьниками спектаклей по запросам образовательного учреждения на основе репертуара театра;
  • проведение экскурсий, обзорных лекций с целью знакомства с историей и деятельностью театра, с актерами, режиссерами и другими театральными профессиями;
  • участие школьников в работе театральной/хореографической/музыкальной студии, драмкружков, в постановке литературно-музыкальных композиций и др.;
  • образовательные программы по театральным технологиям для школьников и педагогов на базе школы;
  • проведение лекций, бесед, творческих выступлений деятелей культуры в школе и встреч с выдающимися мастерами культуры.

Третий компонент «школа-музей»:

  • посещение школьниками музейных экскурсий и лектория по запросам образовательного учреждения на основе существующих в музее программ;
  • проведение экскурсий, обзорных лекций с целью знакомства с историей и деятельностью музея;
  • охват школьников студиями, кружками при музее;
  • участие деятелей культуры в развитии и образовании школьников, включая экспертизу качества образования, создание совместных программ;
  • образовательные программы по технологиям музейной педагогики для школьников и педагогов на базе школы;
  • проведение лекций, бесед, творческих выступлений сотрудников музея в школе;
  • выездные экскурсии и консультации работников музея в образовательных учреждениях.

Четвертый компонент «школа – промышленное предприятие»:

  • экскурсии школьников на промышленные предприятия города, в том числе на заводы, фабрики и в мастерские художественной промышленности;
  • проведение профориентационной работы в школе;
  • проведение интегрированных занятий с использованием знаний, полученных во время экскурсии на завод.

При подобном подходе к построению социокультурного образовательного пространства планируемые результаты образовательного процесса представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы.

Стоит привести несколько примеров моделей реализации образовательного комплекса гуманитаризации учебно-воспитательного процесса школы в социокультурной среде города, разработанных и апробированных в процессе исследовательской и инновационной работы.

В ГБОУ г. Москвы «Школа №46» в центре инновационной работы находится проблема создания условий для развития мотивации учащихся к образовательной деятельности. Обобщение результатов работы за 2012–2015 гг. показало, что привлечение объектов социокультурной среды города способствует активизации творческих возможностей обучающихся через демонстрацию практического применения изучаемого материала, поощряет любознательность школьников, создает условия для их выхода за рамки требований программы при подготовке учебных заданий. Например, уроки физики по теме «Аэродинамика» проводятся на базе ОАО «Туполев», некоторые уроки по истории, литературе и даже химии в 10 классе были проведены в музее-квартире М.А. Булгакова и т.п. В школе выстраивается система взаимодействия с музейной средой Москвы на основе интеграции музейных экспозиций и школьной образовательной программы, что способствует гуманитаризации обучения, пониманию значимости естественно-научных предметов в обычной жизни человека, в гуманитарной сфере, в искусстве.

МАОУ №8 «Лицей им. С.П. Дягилева» (данный лицей напрямую не участвовал в работе инновационной группы, так как там уже было создано социокультурное пространство) г. Екатеринбурга – учебное заведение с художественным уклоном. Взаимодействие с музеями, театрами и промышленными предприятиями в лицее строят через школьное дополнительное образование, где происходит подготовка учеников к переходу от общего образования к социокультурным формам деятельности.

Интеграция предметов и создание комплексных блоков (специально разработанные комплексы учебных предметов во взаимосвязи с социокультурными объектами города), основанные на тематических блоках для 5–9 классов, внедряются в МБОУ «Гимназии г. Арзамаса» Нижегородской обл. Таким образом, в учебном заведении создана эффективная межпредметная система, позволяющая школьникам воспринимать учебный материал не только как часть урока, но и как часть других областей науки (например, интеграция физики и литературы, музыки и математики и др.), как часть социума (взаимодействие с социокультурной средой города

Социальные проекты как форма взаимодействия с социокультурной средой Москвы легли в основу работы ГБОУ г. Москвы «Школа №875». Школа сотрудничает со школой-интернатом №44 (для детей, страдающих ДЦП). Школьники приезжают в интернат со спектаклями (в учреждении проводится ежегодный театральный фестиваль «Серебряная маска»), концертами, презентациями-экскурсиями в московские музеи, созданными учащимися по собственным впечатлениям. Подобная работа способствует развитию эмпатии и взаимопонимания, а также дает школьникам почувствовать себя приобщенными к реальной жизни, понять значимость гуманитарной интеграции человека в социум.

Построение гуманитарного образовательного пространства на основе духовно-нравственного воспитания стало основой учебно-воспитательного процесса МБОУ «Средняя школа №8 с углубленным изучением иностранных языков» г. Смоленска, так как, по определению коллектива, только совместная проектно-исследовательская во взаимосвязи с социокультурными объектами города может стать основой повышения мотивации, эффективности и качества образовательной деятельности.

Адаптация детей мигрантов через освоение социокультурной среды города решается в ГБОУ г. Москвы «Школе №659». Создание культурных проектов (концерт, спектакль, выставка рисунков и пр.) детьми разных национальностей позволяет мигрантам лучше узнать русский язык, особенности культуры и почувствовать себя вовлеченным в жизнь детского сообщества и города.

Каждая школа, участвующая в реализации этих проектов, основываясь на обобщенной модели построения школьного пространства, создала собственный вариант, который отличается уникальными индивидуальными характеристиками в своей образовательной деятельности. 

Процесс создания и апробирования модели взаимодействия школ с развернутой сетью социокультурных учреждений города или региона оптимален, если основывается на следующих принципах:

  • Самоорганизация. Инновационная модель основывается на взаимодействии и взаимосвязи компонентов: школа-театр; школа-музей, школа – промышленное предприятие, способствует повышению творческого потенциала школьников, их успешному саморазвитию.
  • Вариативность. В процессе создания модели взаимодействия учреждений образования и культуры наиболее важным является выстраивание индивидуальной траектории образования в социокультурной среде города. Вариативность образовательных программ, используемых технологий, способов коммуникации, образовательных практик обеспечивает максимальный учет индивидуальных особенностей личности и формирует наиболее благоприятные условия для ее развития.
  • Преемственность. Социализация и инкультурация подрастающего поколения в условиях социокультурной среды города основывается в первую очередь на исторически сформированных социокультурных традициях.
  • Непрерывность и доступность образования. Основным фактором результативности инновационной модели становится непрерывность и доступность художественной культуры и производства.
  • Социокультурная среда города или региона. Выстраивание тесных и устойчивых связей между образовательной системой и социокультурной средой города.
  • Ориентация на личность. Образовательные и развивающие стратегии обеспечиваются государственным заказом, а также заказом родителей и учащихся.
  • Здоровье сбережение. Сохранение здоровья детей, адаптивность системы образования к уровню и особенностям развития учащихся за счет уменьшения учебной нагрузки через учреждения культуры (музеи, театры, парки и пр.).

Эффективность создания социокультурного образовательного пространства для повышения качества обучения несомненна, и наиболее важным является факт прироста личностных качеств учащихся: творческой активности, инициативности, оригинальности в суждениях и работах, умение вступать в коммуникацию с людьми разного возраста, умение вести беседу и дискутировать, а также развитие эмпатии в отношении к жизни и искусству.

Однако педагоги, работавшие на инновационной площадке, ощутили недостаток культурологических знаний и владений современными технологиями освоения искусства (82% из числа опрошенных). По этой причине сегодня необходимо говорить об увеличении объема культурологических дисциплин в педагогических вузах и, хотелось бы, о появлении в школах квалифицированных педагогов-культурологов.

Результаты получены в рамках выполнения государственного задания Министерства образования и науки России (проект «Социокультурный портрет современного ребенка на разных этапах детства: возрастные и индивидуальные особенности формирования художественного восприятия и мышления» № ГЗ 27.7452.2017/8.9).

Литература

  1. Гуманитаризация образования в условиях комплексного освоения социокультурной среды города Москвы (педагогика искусства в школе): Научно-методическое пособие. – М.: Синергия, 2012. – 376 с.
    1. Городская инновационная площадка «Гуманитаризация образования в условиях комплексного освоения социокультурной среды города Москвы» 2012-2016 гг. (направления работы): научно-методич. пособие. – М.: Интеллект-Центр, 2014. – 384 с.
  2. Олесина, Е.П., Стукалова, О.В., Радомская, О.И. Гуманитаризация образования – Социокультурная среда города – Развитие современных школьников. Монография. – М.: ФГБНУ «ИХОиК РАО», 2016. – 244 c.
  3. Савенкова, Л.Г. Воспитание человека в пространстве мира и культуры: интеграция в педагогике искусства / Л.Г. Савенкова. – М.: МАГМУ-РАНХиГС, 2014. 
  4. Юсов Б.П. Взаимосвязь культурогенных факторов в формировании современного художественного мышления учителя образовательной области «Искусство». – М., 2004.