Материалы

Музейный урок по произведению Ф. А. Бруни «Смерть Камиллы, сестры Горация»

Совместный научно-исследовательский проект Русского музея и Российской гимназии при Русском музее «Экологическая роль изобразительного искусства в условиях интенсивного визуального потока» 

Разработчик музейного урока – Нина Сергеевна Яковлева 

Музейный урок по произведению Ф. А. Бруни «Смерть Камиллы, сестры Горация»

Содержание:

  1. Материалы учителя для проведения урока
  2. Вопросы учащихся
  3. Творческие работы учащихся

 

 

 

»

 

 

Федор Антонович Бруни, «Смерть Камиллы, сестры Горация»

Задачи урока:

• Познакомить учащихся с биографией художника Ф. А. Бруни, историей создания картины «Смерть Камиллы, сестры Горация»
• Сформировать интерес к картине, рассказав историческую основу её композиции, вызвав чувство сострадания и сопереживания к её героям

План урока:

1. Знакомство с биографией художника
2. История создания картины
3. Композиция картины
4. Колористическое решение
5. «Триумф (?) Горация»
6. Бруни – человек романтической эпохи
7. Триумф в Италии
8. Обсуждение. Подведение итогов

»

Ф.А. Бруни. Автопортрет. Русский музей, Санкт-Петербург

Ф.А. Бруни. Автопортрет. Русский музей, Санкт-Петербург

I. Знакомство с биографией художника

Федор Антонович Бруни принадлежит к числу известнейших русских художников первой половины девятнадцатого века.

В биографии Бруни много неясностей. Прежде всего это касается даты его рождения. В разных источниках встречаются разные даты, но наиболее верной можно считать 1801 год.

Родители Бруни – выходцы из Швейцарии. Его отец – Антонио Бароффи Бруни, в России его звали Антон Осипович, в 1807 г. приехал в Россию. В 1808 году все семейство – родители и трое детей: Софья, Фидель (Федор), Константин – обосновалось в Царском Селе, где отец получил место «живописного и скульптурного дела мастера».

Вскоре после приезда в Россию А. О. Бруни начал хлопотать об устройстве сына в Академию Художеств, и в 1809 г. Ф. Бруни стал учеником воспитательного училища при Академии Художеств.

В 1817 году Бруни находился в старшем классе (возрасте) и, как ученик, удостоенный серебряной медали, имел основание участвовать в конкурсе на золотую медаль. Но медаль Бруни не получил. Неудача с I конкурсной картиной стала, быть может, одной из причин, почему Бруни решил оставить Академию. Художник покинул Академию в конце 1818 года.

Весной 1820 года Бруни приехал в Италию. Он называл ее «самой прекрасной и интересной страной Европы», а Рим, где поселился – «нежной сферой изящных искусств». Нужно отметить, что Италией восхищался не только Бруни, но и многие другие художники. Италию считали страной-музеем, великим собранием бесценной классики. Сюда ехали для того, чтобы проникнуться ее духом. Чтобы посмотреть творения тех, кто считался великими в классицистической школе.

Обычно сверстники Бруни приезжали в Италию в качестве пенсионеров Академии художеств и Общества поощрения художников. Они обязаны были посылать отчеты с описанием своих впечатлений от увиденного. Бруни отчетов не писал, а письма к родным не сохранились. Можно предположить, что Бруни не мог позволить себе заниматься изучением художественных коллекций: он был ограничен в средствах и нуждался в заказных работах. Возможно, что первое из произведений, созданных в Италии, как раз и были исполнены на заказ. В основном это были портреты известных в Ломбардии деятелей литературы. В 1819 и в 1821 годах Бруни был в Милане, в это время он, видимо, общался с писателями и поэтами, активно утверждавшими романтическую литературу.

В Риме первый большой заказ связан с именем З. А. Волконской. Ее дом был своеобразным центром русской художественной колонии. В это время в Италии жили Ф. М. Матвеев, О. А. Кипренский и др. Бруни выполнил портрет З. А. Волконской в костюме Танкреда (не ранее 1820 г.). В этой работе художник показал себя очень близким к направлению романтизма.

Говоря, что Бруни был внутренне расположен к восприятию романтизма, нельзя не отметить его противоречивости как художника. Молодой художник, как и большинство его ровесников, пройдя классицистическую школу, был еще крепко связан с ее традициями. Но в то же время романтизм как направление полнее проявился в портретном жанре, а в исторической живописи можно указать только отдельные предромантические тенденции. В России романтизм возник в борьбе с классицизмом, одновременно существуя с ним. Полемику с традициями классицизма и просветительства вели в своем творчестве многие художники, каждый в меру сил и возможности. Бруни не составлял исключения. Романтические принципы творчества переплетаются у него в сложном единстве с классицистическими (чувство – долг) и решаются им неоднозначно.

 

»

Ф.А. Бруни. Смерть Камиллы, сестры Горация. 1824. Русский музей, Санкт-Петербург

Ф.А. Бруни. Смерть Камиллы, сестры Горация. 1824. Русский музей, Санкт-Петербург

II. История создания картины

Летом 1820 года Бруни была заказана работа князем Барятинским на историческую тему. Художник предложил князю сюжет, связанный с историей трех братьев Горациев. Возможно, этот сюжет был подсказан 3. А. Волконской, именно в это время ее домашнем театре шла опера «Горации и Куриации». Скорее всего, опера восходила к классицистической трагедии Корнелия «Гораций».

Герой картины Бруни — человек, для которого долг превыше всего. Его история относится к далеким временам, когда Рим враждовал с соседним городом Альба-Лонга. В поединке трех римлян — братьев Горациев — с тремя Куриациями с Альба-Лонги погибли пятеро. В живых остался лишь один из Горациев. Когда он увидел, что его сестра оплакивала своего жениха, одного из Куриациев, Гораций убил Камиллу.

Человек, способный пожертвовать родственными чувствами, — таков герой картины Бруни. Художник выбрал кульминационный момент в истории подвига своего героя. Его полотно первоначально называлось «Триумф Горация». При этом слово «Триумф» имеет как бы два значения. Первое — торжественный въезд полководца-победителя. Второе — кульминация победы, моральное превосходство патриота-римлянина. В картине юное прекрасное лицо Горация исполнено гордого гнева, полного сознания своей правоты. Гораций не знает колебаний, он стремителен и легок.
 

» »

III. Композиция картины

В работе над картиной Бруни выполнил несколько эскизов, выбирая правильную композицию. Верный принципам классицистической композиции, Бруни компонует центральную группу в равнобедренный треугольник, вершина которого – человек, поддерживающий раненую Камиллу. При этом Гораций смещен в сторону. Удивительно смело художник отвел главному герою место на краю листа. Первоначально композиция картины слагалась из трех групп: в центре – Камилла, справа от нее – стремительно удаляющийся Гораций, слева – метнувшиеся в сторону испуганные люди. Динамичная, но суетливая композиция не удовлетворила Бруни. В следующем эскизе все становится строже, торжественнее, симметричнее.

Гораций, Камилла и поддерживающие ее два человека занимают главное место, образуя компактную группу в центре листа. За ними в непосредственной близости видны три женщины. Одна на коленях, в отчаянии заломила руки, две другие в ужасе смотрят на Горация. В этом варианте больше действующих лиц, но толпа реагирует в основном так же. Строгая фронтальность и симметрия «успокаивают» композицию, несколько «гасят» трагизм ситуации. Не оттого ли Бруни, чувствуя это, решил использовать эффекты освещения, чтобы усилить драматизм сцены. Борьба света и тени, драматические эффекты освещения скорее характерны для романтической картины, нежели для классицистической, каковую, судя по расположению основных групп, хотел создать Бруни. Но, пожалуй, еще сильнее внутренняя противоречивость творческого метода художника проявилась, когда он перешел от эскиза к работе над полотном. С одной стороны, композиция, пространственное решение, цвет, свет – все в строгом соответствии с нормами классицистической живописи. А с другой стороны, вопреки принципам классицизма, согласно которым трагическое и ужасное должно было быть «за сценой», Бруни показал самый момент убийства. Впрочем, всей кровавой достоверности убийства здесь нет: меч Горация сух, на груди Камиллы почти не видно крови. В этом отношении Бруни не нарушил классицистические правила. Бруни вступил в соревнование с Камуччини как классицист с классицистом и, очевидно, победил. В «Триумфе Горация» формальные принци¬пы этого направления воплощены логично и цельно. Бруни в строгом соответствии с эстетикой классицизма рационально отделяет главное от второстепенного, акцентируя основное – героя. Он – центр композиции. К нему сходятся сюжетные линии. Глаза людей, потрясенных и испуганных поступком Горация, обращены к нему. И лишь одна из женщин, поддерживающая раненую, да мальчик около нее не глядят на героя. Их взгляды прикованы к Камилле. Но зритель недолго рассматривает их. Он видит перед собой прекрасное негодующее лицо Горация.

Язык жестов, в умении применить который были столь сильны классицисты, использован в картине Бруни превосходно. Стоит лишь обратить внимание на своеобразный «разговор рук»: гневная, карающая рука Горация и поникшие, бессильные, прекрасные руки Камиллы. Именно жест связывает две главные группы: Горация и Камиллы. В целом же в соответствии с правилами классицизма обе они построены на рациональном соотношении масс, на контрасте и равновесии, ритмическом и цветовом. Гораций и его спутники изображены в резком, стремительном движении. Герой на голову выше их. Ни одно лицо не поднимается рядом. Прекрасный профиль Горация четко выделен на нейтральном фоне. Кроме того, он единственный в ярко-красном плаще. В группе Камиллы, где женщины и старик слегка наклонились к умирающей, все ли¬нии словно бы поникли. Здесь доминируют голубые и бело-желтые, по контрасту с ярко красным плащом Горация, какие-то безжизненные тона.

Столь же разумно и расчетливо построена вся композиция. Двум центральным группам (Горация и Камиллы) соответствуют две группы римлян справа и слева. Все четыре группы четко изолированы, но вместе с тем связаны друг с другом ритмом драпировок, движением рук. В соответствии со строгими правилами классицизма, где симметрия непремен-но включала и контраст, обе крайние группы разнятся от двух центральных сложным ритмом движений людей. Однако не контрасты господствуют на флангах картины – все разрешают и успокаивают тяжелые архитектурные массы: ворот – справа, портика – слева. Так композиция включает в себя ритмическое равновесие основных архитектурных масс по обе стороны от центральной сцены, где находятся Гораций и Камилла.

Пространство в глубину картины, как всегда у классицистов, ясно разграничено на планы и служит довольно условным фоном для главного действия, которое у Бруни занимает передний план.

IV. Цветовое решение

Цвет предметов в соответствии с классицистической стилистикой должен быть передан в своей «вечной» неизменной сущности, то есть локально. Освещение, также чуждое случайных эффектов, классицисты предпочитали нейтральное – рассеянный дневной свет. Бруни пишет в этой системе, хотя и пытается использовать некоторые колористические открытия венецианцев (фигура старика с правого края). Все цвета предметов и одежд даны локально; везде коричневые, прозрачные тени, даже и на голубой драпировке Камиллы. Это была та система, которую приняли все академии Европы и которую во времена Бруни уже подтачивали французские романтики – Жерико, Делакруа. Но в Италии начала 1820-х годов до этого было еще далеко.

» »

V. «Триумф (?) Горация»

Итак, картина Бруни была названа им «Триумф Горация». Однако стоит лишь внимательно вглядеться в изображенных людей, как сразу же возникает странное несоответствие: триумф оборачивается трагедией героя. Гораций одинок. Он трагически одинок, потому что толпа не приемлет его поступка. Подчиняясь властному жесту Горация, зритель должен перевести глаза от лица героя к той, которая вызвала его гнев, – к Камилле. Но прежде взгляд зрителя упирается в фигуру старика. Поддерживая умирающую, он с мольбой и упреком глядит на Горация. Он сострадает Камилле. То же относится к женщинам, находящимся рядом с ней. В крайней правой группе странник, стремительно шагнув, поднимает руку, словно бы пытаясь остановить убийство; лицо его выражает ужас. Но он не успел предотвратить непоправимое. И, как бы тормозя его движение, прижимается к нему испуганный мальчик. В группе слева тоже испуг, потрясение. Даже три воина Горация и те ужаснулись. Таким образом, никто не одобряет его поступок, никто не восхищается им. Между Горацием и толпой пролегло трагическое несоответствие в отношении к главному – к наказанию Камиллы. Она вызывает сострадание и толпы на картине, и зрителей. Так, полотно, первоначально задуманное как «Триумф Горация», было названо (уже современниками!) «Смерть Камиллы, сестры Горация».

VI. Бруни – человек романтической эпохи

В такой связи картина Бруни, задуманная и формально решенная преимущественно как классицистическая, по сути, по идеё гораздо ближе к романтизму. В эпоху романтиков было бы немыслимо принять и полностью оправдать поступок Горация. Именно поэтому Бруни нарушил в картине сюжетную канву исторического события, о котором он знал. По преданию, после убийства сестры Гораций был осужден на смерть, но его отец обратился к римскому народу, и тот оправдал Горация. Народ, который показал Бруни, живет иными, не классицистическими нормами морали. Помимо этого, в картине есть и другие, не менее важные противоречия с нормами классицизма. У Бруни все люди красивы, но внешне они различны. Особенно мужчины. Дети же сохраняют живую трогательную прелесть своего возраста.

Самое же главное в том, что художник попытался раскрыть душевные движения людей, удивленных, потрясенных и испуганных поступком Горация.

В творческом методе Бруни очевидно зарождение новых тенденций: отказ от рационалистически одноплановой характеристики действующих лиц, поиски индивидуализации и даже психологической сложности. Разумеется, все эти тенденции еще довольно слабо выражены, но они все же есть и предвосхищают будущие поиски в этом направлении. Подобные творческие принципы напишут на своих знаменах художники романтики, провозгласив как главный принцип внутренней динамики развития сюжета незавершенность действия, показ переходного состояния в нравственном мире героя, в движении его души. К этому, судя по его картине, был склонен Бруни. «Смерть Камиллы, сестры Горация» как раз стала одним из этапов сложения его романтического метода. Как человек романтической эпохи, Бруни нравственный конфликт – борьбу долга и чувства – разрешил романтически.

VII. Триумф в Италии

Картина была окончена к середине 1820-х годов, обычно ее датируют 1824 годом, когда Бруни выставил полотно для обозрения римлян. Г. И. Гагарин рассказывал об этом: «Большая историческая картина прекрасного колорита, очень хорошо скомпонованная и нарисованная, привлекла к Бруни внимание всех художников и знатоков. Эта картина изображает смерть Камиллы, убитой Горацием, ее братом. Она была выставлена в Капитолии. Газеты говорили о ней в очень похвальных тонах, и Академия св. Луки посчитала своим долгом вознаградить эту замечательную картину, приняв в свои члены этого молодого художника, который сумел с полным успехом соединить такие прекрасные цвета и такую смелость в композиции». Довольный общим признанием Бруни отправил картину в Россию заказчику. Однако успех обернулся большим огорчением: почти двадцать лет ждал художник деньги за первую свою значительную работу.

VIII. Обсуждение. Подведение итогов

» »

Вопросы учащихся к произведению Ф. А. Бруни «Смерть Камиллы, сестры Горация»

1. Агафонова Алина
• Есть ли на картине Куриации?
• Все ли второстепенные герои не одобряют поступка Горация?
• Как изображена Камилла?

2. Акиев Аслан
• Какие цвета преобладают в картине?
• Где Бруни писал картину?
• Сколько времени писалась картина?

3. Базорова Лидия
• В каком зале висит картина Бруни?
• На каком фоне происходит действие картины?
• Что сам Бруни думал о картине?

4. Белоусова Карина
• Во что одет Гораций?
• На каком фоне происходит действие?
• Что выражает лицо главного героя?

5. Вальковская Катарина
• Какие группы можно выделить на картине?
• Какие цвета преобладают на картине?

6. Галюк Влада
• Где происходит действие картины?
• Во что одет Гораций?
• Изображены ли Куриации на картине?

7. Глухов Василий
• Что хотел выразить художник в этой картине?
• К какому направлению в искусстве можно отнести эту картину?
• Как долго художник писал картину?

8. Дмитриева Татьяна
• Где происходит действие?
• В какое время суток происходит действие?
• Какие цвета используются в картине?

9. Довлатян Ким
• Каковы размеры картины?
• Когда она была написана и где хранилась?
• В каком стиле написана?

10. Занин Артем
• Какие чувства вызывает картина, когда на нее смотришь?
• Как художнику удалось передать трагизм сюжета?

11. Захаров Александр
• Почему художник выбрал именно этот сюжет?
• Чем это произведение привлекает зрителя?
• Какие цвета использует Бруни?

12. Королева Анна
• Что в первую очередь бросается зрителю, когда она смотрит на картину?
• Сколько времени потратил художник на ее написание?

13. Крюков Дмитрий
• Почему художнику пришла мысль изобразить именно этот сюжет?
• Какие цвета преобладают в этой картине?
• Изображены ли на картине Куриации?

14. Метельская Марина
• Где происходит действие картины?
• Каково композиционное расположение героев?
• Кто окружает Камиллу?

15. Михайлова Дарья
• Сколько человек поддерживают умирающую Камиллу? Кто они?
• Как Гораций смотрит на сестру, которую сам же убил?
• Какие цвета преобладают на картине?

16. Мусатов Никита
• Почему художнику пришла мысль изобразить именно этот сюжет?
• Какие цвета преобладают в этой картине?
• Изображены ли на картине Куриации?

17. Петриченко Александр
• В каких музеях побывала картина?
• Расскажите об эпохе, во время которой происходит действие на картине?
• Расскажите о конфликте Горациев и Куриациев?

18. Петрова Александра
• Где происходит действие?
• В какую одежду одет Г ораций?
• Много ли людей изображено на картине?

19. Самсонов Виктор
• Кто был заказчиком картины?
• Какой сюжет был заложен в основу?
• Как долго писалась картина?

20. Смирнова Наталия
• В чем заключаются элементы романтизма в этом произведении?
• В чем выражается триумф Горация?
• Кто еще изображен на картине кроме Г орация и Камиллы?

21. Туник Ярослав
• Что послужило причиной обращения к этой теме?
• Каковы размеры картины?
• Где происходит действие?

22. Титеева Диана
• Где происходит действие?
• Имела ли картина успех при жизни Бруни?
• Изображены ли убитые герои?

23. Щедрина Александра
• В каком зале выставлена картина?
• Символизирует ли что-нибудь величина меча?
• Как оформлена рама картины и родная ли она ей?

24. Щудренко Дмитрий
• Где и в какое время происходит действие?
• Чем руководствовался Гораций, убивая сестру?
• Сколько эскизов сделал художник, прежде чем нашел такую композицию?

25. Федосова Мария
• Сколько лет писалась картина?
• Какая у неё предыстория?
• В чем выражается триумф Горация?

» »

Творческие работы учащихся по произведению Ф. А. Бруни. «Смерть Камиллы, сестры Горация»

1. Агафонова Алина
На произведении Ф. Бруни изображена сцена возвращения Горация с поединка между братьями Куриациями и Горациями. Сестра Горациев, Камилла, была невестой одного из Куриациев. Увидев, что ее брат убил ее жениха, Камилла стала его оплакивать. В Горации вспыхнул гнев, и он ее убил, гражданский долг призвал его убить сестру. В центре картины изображен сам Гораций, на нем красный плащ, который обращает на себя взгляд зрителя.
Чуть правее от него лежит Камилла в белых одеждах, ее поддерживает женщина и мужчина. Свидетели этого преступления осуждают поступок Горация. Сам же Гораций не чувствует себя виновным, а, наоборот, испытывает чувство долга.
Мне кажется, что эта картина носит характер трагедии. Каменное выражение лица Горация, слишком тверда его уверенность в своей правоте. Картина несет мрачное настроение, и мне не нравится тот психологический настрой, который пытается передать автор.
Картина написана в период пенсионерской поездки по Италии. Предпосылкой к созданию этого произведения стал спектакль, проходивший в доме 3. Волконской. Этой картине 180 лет. Ее написал Бруни за один год (1824), а в 1834 году картина была привезена в Петербург.

2. Акиев Аслан
На картине мы видим одного из братьев Горациев, победившего в бою против Куриациев. Он убивает свою сестру за любовь к одному из противников. Окружающие его люди недовольны совершенным поступком, но Гораций все равно горд и думает, что поступил правильно. Действия происходят у ворот Рима. Персонажи изображены довольно четко, можно увидеть настроение каждого. Картина написана Бруни в 1824 году и лишь в 1834 вынесена на общее обозрение в Риме.
Мне кажется, что картина выполнена с большим старанием, все детали тщательно прописаны. Сюжет взят очень интересный, мне нравится картина с античными сюжетами.

3. Базорова Лидия
Картина, с которой мы познакомились и на уроке, и в зале музея, мне понравилась. Но сюжет вызывает неприятие, так как я считаю, нельзя лишать человека жизни из-за того, что он любит, по мнению родных, врага.
Конечно, Гораций, выбрал гражданский долг, но личное все же должно оставаться святым.
Картина написана в классическом стиле. Гораций выделен и сюжетно, и цветом. Камилла как умирающий цветок, срубленный мечом.
Картина была написана в Риме в 1824 году и только через 10 лет была привезена в Петербург.

4. Белоусова Карина
Картина «Смерть Камиллы, сестры Горация» изначально называлась «Триумф Горация». Название изменил сам Бруни.
Действительно, разве можно назвать триумфом сцену трагического убийства Камиллы?
Мне понравилась картина, но сюжет нет, несмотря на то, что это исторический классический сюжет.

5. Вальковская Катарина
На произведении представлена смерть Камиллы, которую убил собственный брат, за то, что она любила его врага – Куриация. В центре – Гораций, рядом – умирающая Камилла, их окружают возмущенные люди. Гораций изображен в ярко-красном плаще, Камилла в бледно-голубых одеждах, как противоположность ему. Треугольная композиция. Гораций – вершина треугольника. На фоне – здания Рима.
Картина мне понравилась. Она большая, красивая, трагичная, производит сильное впечатление.
Я думаю, что эта картина при своем глубоком смысле, интересном сюжете, мастерстве исполнения, несколько сухая, неживая, академичная. Изображение похоже на театральное представление, оно не совсем реалистично. Фон как декорация.
Картина написана в 1824 году. Выставлена в 1834 году в Академии художеств. В 1897 году картина передана в Русский музей. Была написана по заказу (10 лет была у хозяина).
Тема, раскрытая в произведении, до сих пор актуальна. Люди выбирают между общественным и личным, часто этот выбор сложен. Гораций выбрал общественное, пожертвовал сестрой и братьями. Камилла выбрала личное и была наказана. Я думаю, что личное должно быть важнее. Картина могла быть написана живее, реалистичнее.

6. Галюк Влада
На произведении Ф. Бруни изображен триумфально возвратившийся Гораций, который убил свою сестру Камиллу, за то, что она любила одного из братьев Куриациев.
Действующие лица разделены на четыре группы: в центре группа с Горацием и группа, окружающая убитую Камиллу. Две другие группы расположены по бокам, как кулисы. Картина поразила меня своей энергетикой. Конфликт, который затрагивает в этом произведении художник, наверное, в то время был актуален. Гораций должен был выбрать между любовью к сестре и любовью к стране, и герой выбирает преданность родине!
Картина написана Бруни в 1824 году, в Риме. В 1834 была привезена в Россию. Эта картина одно из самых старых произведений искусств, принадлежащих музею.

7. Глухов Василий
На первом плане изображен Гораций, в красном плаще, убивший свою сестру Камиллу.
На картине присутствуют люди, которые скомпонованы на четыре группы. Первая группа – это воины в звериных шкурах, окружающие Горация. Недалеко от них группа жителей Рима, которые с укором смотрят на победителя. Справа группа людей, окружающие тело Камиллы. События происходят на фоне римских зданий.
У меня сложилось приятное впечатление от этой картины. Теплые, приятные тона. Произведение имеет несколько смыслов. Первый смысл – триумф Горация, а второй – убийство Камиллы.
Картина писалась около одного года. В этом году ей исполнится 180
лет.

8. Дмитриева Татьяна
На картине представлено Триумфальное возвращение героя в родной город и убийство сестры Камиллы.
Я отнеслась к этой картине совершенно спокойно. Она не вызвала ни радости, ни печали, ни восторга. Я восприняла это произведение, как рядовую картину. Безусловно, приятно было посмотреть на произведение, которое имеет такую долгую историю существования.
Картина была написана в 1824 году, а в 1834 году выставлена в Петербурге.
Еще мне известно, что первоначально она называлась «Триумф Горация».

9. Довлатян Ким
Картина Бруни «Смерть Камиллы, сестры Горация» поражает контрастностью двух героев – Горация и Камиллы. Один – триумфатор, победитель, вынесший приговор своей родной сестре, другая героиня – умирающая нежная и любящая Камилла.
Сюжет картины поражает своей жестокостью. Разве можно лишать человека жизни, какие бы гражданские позиции ты не отстаивал? Тем более это твоя родная сестра.
Картина написана Бруни за один год во время пенсионерской поездки в Рим в 1824 году, а в 1834 году была привезена в Петербург. Картина очень понравилась современникам Бруни.
Мне картина понравилась, несмотря на жестокость ее сюжета.

10. Занин Артем
На картине изображен один из братьев Горация, который в порыве злости убивает свою сестру. Справа и слева изображены зрители, которые с ужасом наблюдают за происходящим, за спиной Горация стоит группа его воинов в шкурах и с одеждами поверженных врагов. Сам Гораций находится в центре картины с обнаженным клинком, его сестра лежит правее от него, ее поддерживают старик и женщина.
Эта картина не вызвала у меня ни восторга, ни антипатии. В этой картине я не нашел для себя ничего интересного.
Бруни создал эту картину за один год. Он использовал в основе сюжета реальные исторические события.

11. Захаров Александр
В работе Ф. Бруни изображен фрагмент из древнеримской истории о том, как Гораций сражался с Куриациями. На этой картине Гораций убивает свою сестру за то, что она начинает оплакивать своего жениха – врага Горация. Картина написана в темных тонах, вокруг главных действующих лиц столпился народ и с укором смотрит на произведение. В их глазах читается ужас и страх. Красная мантия Горация выделяется на общем мрачном фоне, она как символ крови невинно убитой жертвы.
Мрачные тона картины, драматический сюжет наводят зрителя на мрачные мысли и грусть.

12. Королева Анна
На картине Бруни «Смерть Камиллы, сестры Горация» изображена сцена убийства Камиллы. Вернувшись после победы над братьями Куриациями Гораций застает плачущую Камиллу, которая оплакивает своего погибшего возлюбленного. Гораций это воспринимает как измену и убивает сестру.
Толпа, изображенная на картине, в ужасе, но никто не осмеливается сказать об этом герою-триумфатору.
Картина мне понравилась, она зрительная, несмотря на ее театральность.
Картина была написана в 1824 году, а в 1834 году привезена в Петербург.

13. Крюков Дмитрий
На картине изображены братья Горации, в центре брат, убивший свою сестру Камиллу, которая хотела выйти замуж за одного из Куриациев. Также на картине изображена умирающая Камилла. Фоном этого драматического действия является Римская архитектура. Цвета, которые использует художник, мрачны, и лишь красный плащ Горация – как символ триумфатора и крови, а также белая одежда Камиллы противопоставлены друг другу.
Мне кажется, что это довольно сложное произведение, и мрачный колорит не предвещает ничего хорошего. Также очень жалко сестру Горация, которая погибла от руки своего брата.
Я знаю, что эту картину написал Бруни в 1824 году. На выставке в Петербурге она была показана в 1834 году.

14. Метельская Марина
На картине изображена сцена убийства Камиллы, сестры Горация. Убийство Камиллы произошло после битвы с Куриациями. Гораций решил, что из-за любви его сестры к Куриацию она изменится и предаст Рим. Композиция состоит из четырех групп. В центре две из этих групп, а в качестве декорации – две остальные. В центральных группах находятся Камилла и Гораций. На заднем плане – стены города.
На первый взгляд картина вызывает ощущение тревоги, усиливая этот эффект, художник использует темные и холодные цвета. Образ Горация несет отрицательные эмоции.
Эта картина писалась около года. Бруни написал ее в 1824 году, а в 1834 году она была выставлена в Академии Художеств. Благодаря этой картине, Бруни стал членом Академии Художеств Святого Луки.

15. Михайлова Дарья
На картине изображена ситуация, произошедшая после победы Горация над Курициями. Изображено убийство сестры Горация Камиллы. Композиция вписана в треугольник, в центре главный герой Гораций, он выделен светом и цветом (красный плащ). На полотне изображены четыре группы людей, две группы слева от главного героя и две группы справа. Он убил родную сестру из-за любви к врагу, патриотические чувства, которые присутствуют в нем, победили родственные. Все четыре группы в ужасе от происходящего, все осуждают поступок Горация.
Картина произвела на меня большое впечатление, в ней отражена не только история, но и чувства героев.
Картина писалась один год, во время пенсионерской поездки. Картина понравилась зрителям, и автора приняли в Академию Св. Луки.

16. Мусатов Никита
Картина Бруни «Смерть Камиллы сестры Горация» представлена на экспозиции Русского музея. Она большая, яркая.
Сюжет картины взят из древнеримской истории. Гораций убивает свою сестру Камиллу за то, что она оплакивала погибшего в сражении своего жениха. Гораций воспринял это как измену и убил сестру на глазах у пораженной жестокостью Горация толпы.
На картине можно выделить несколько групп. Главные из них – Гораций и войны в звериных шкурах, другая – Камилла и поддерживающие ее тело женщина и мужчина.
Картина написана во время пенсионерской поездки в Рим в 1824 году, а в 1834 году она была перевезена в Петербург и показана в Академии Художеств.
Картина понравилась современникам и получила высокую оценку.

17. Петриченко Александр
На картине изображено событие, которое произошло после победы Горация над Куриациями. Гораций триумфально входит в город и видит печальную Камиллу. Он убивает сестру, он считает, что неприемлемо, когда сестра победителя печалится по поводу победы своей семьи, своего города.
Картина не очень меня впечатлила, так как я не люблю исторический жанр, тем более, я считаю, что у Бруни не очень получилось изобразить этот сюжет. Картина очень темная.
В 1824 году картина была написана в Риме, в 1834 году была выставлена впервые в Петербурге, и теперь это одна из старейших картин в Петербурге.

18. Петрова Александра
На картине изображен момент сразу после убийства Камиллы, сестры Горация. Композиция состоит из четырех групп, из которых две центральные, а другие две как декорации. В одной из центральных групп изображен Гораций со свидетелями битвы с Куриациями. Свидетели одеты в шапки из звериных шкур (автор хочет сравнить их с животными, которые могут только убивать), но даже у них ужас в глазах. Гораций одет в доспехи и красный плащ (красный цвет концентрирует внимание зрителя). Камилла находится во второй центральной группе. Она бледна, одета в бело-голубые одежды. Ее поддерживает старик и две женщины.
Картина производит огромное впечатление, взгляд Горация холоден и жесток. Ему не жалко его сестры. В глазах только гнев. Только жестокий взгляд шокирует зрителя и отпугивает нас от Горация.
На мой взгляд, картина слишком театральна. Поза, жесты, мимика, стены зданий города – все это так нереалистично. Цвета, можно сказать, тусклые.
Картина писалась один год, во время пенсионерской поездки.
Картина очень понравилась зрителям, автора сразу сделали почетным членом Академии Св. Луки. Изначально картина называлась «Триумф Горация», но затем название поменяли – «Смерть Камиллы, сестры Горация». Сразу меняется смысл картины, из триумфатора герой становится убийцей.

19. Самсонов Виктор
На картине изображен эпизод из легенды о Горациях и Куриациях. Изображена сцена триумфа Горация, смерти Камиллы, его сестры. Сурового воина окружают жители Рима, которые с ужасом смотрят на «новоиспеченного» героя.
Мне понравилась эта картина. Главный герой, несмотря на его поступок, вызывает уважение своей храбростью.
Бруни писал эту картину меньше года.
Написана она была под впечатлением от театральных представлений, проходивших в доме 3. Волконской.

20. Смирнова Наталия
Картина Бруни «Смерть Камиллы, сестры Горация» написана художником во время его пенсионерской поездки в Рим в 1824 году. В 1834 году она была перевезена в Петербург и показана в Академии Художеств. Картина была высоко оценена современниками.
Сюжет картины Бруни взял из древнеримской мифологии.
Гораций, который вернулся с победой после битвы с Куриациями, застает сестру, которая оплакивает своего возлюбленного. Не принимая никаких оправданий сестры, Гораций убивает ее, считая, что она сможет предать город. Люди, которые представлены в нескольких группах осуждают поступок Горация, но никто не осмеливается об этом сказать триумфатору.
Камиллу очень жалко. Она в своих светлых одеждах, как символ любви и чистоты выделяется на картине светлым пятном. Гораций же – в ярко- красном плаще как символ и победы и крови одновременно.
Картина мне понравилась, несмотря на жестокость сюжета и трагизм события, изображенного на ней.

21. Туник Ярослав
Картина Бруни «Смерть Камиллы, сестры Горация» была сначала названа «Триумф Горация», затем художник изменил название.
Картина написана в классическом стиле. Несмотря на то, что изображена смерть Камиллы, на картине нет кровавой сцены. Всех героев можно разделить на четыре группы. Главные из них, группа Горация и воины в шкурах, и группа, где главная героиня Камилла. Вся сцена изображена на фоне римских зданий.
Картина мне понравилась, но исполнением, а не сюжетом.
Картина была написана в 1824 году, а в 1834 году была перевезена в Петербург в Академию Художеств. С открытием Русского музея была передана на экспозицию музея.

22. Титеева Диана
На картине Ф. Бруни показана смерть Камиллы, которая произошла вследствие психологической борьбы: любовь к сестре и преданностью к гражданскому долгу. Свою сестру убил Гораций, кроме них изображены войны, которые ходили с ним на битву, крестьяне ошарашенные произошедшим. На втором плане изображены ворота в Рим и здания, типичные для того времени.
На меня это произведение особого впечатления не произвело. Нет ни радости, ни веселья, ни грусти… Я считаю это произведение достаточно типичным для того времени, когда оно писалось: и по выбору сюжета – из древней истории, и по композиционным признакам.
Первоначально эта картина была под названием «Триумф Горация», после же автор – Бруни переименовал ее – «Смерть Камиллы, сестры Горация».
Это произведение написано в 1824 году в Риме, а в 834 году она попала в Петербург.

23. Щедрина Александра
На картине изображен сюжет битвы Горациев с Куриациев (исторический сюжет). Композиция построена по принципу классического треугольника: вершина – главный герой, один из братьев Горациев, он выделен светом. Композиция театральна. Центр сцены – две средние группы, кулисы – две крайние группы и ряды домов. Картина создает впечатление угрозы. Взгляд Горация обращен к мертвой Камилле, и он полон гнева и ненависти.
На мой взгляд, на эту картину нельзя смотреть равнодушно. Она вызывает чувство несправедливости.
Несмотря на величину полотна, картина писалась всего лишь один год, во время пенсионерской поездки в Италию. И лишь через 10 лет ее привезли в Россию в Академию Художеств. В этом году ей исполнилось 180 лет.
Картина написана на исторический сюжет по заказу князя Барятинского. В 1898 году ее передали Русскому музею. Она одна из самых первых экспонатов музея.

24. Щудренко Дмитрий
На картине изображена сцена после убийства Горацием своей сестры Камиллы. Умирающая Камилла, ранена в сердце. Один из присутствующих людей – мужчина пытается высказать свой гнев, но Гораций жестким взглядом смотрит на этого человека.
В целом, картина мне понравилась, но я считаю, что более четкий фон больше украсил бы картину.
Я знаю, что это произведение было написано в Риме. Его показ публике имел большой успех в 1834 году, ее перевезли в Петербург, и теперь она одна из самых старых картин ГРМ.

25. Федосова Мария
На картине изображена смерть Камиллы, ее убил собственный брат – Гораций. Смерть сестры изображена с эмоциональным накалом. Вся картина пронизана этим настроением. Краски светлые и яркие находятся в том месте, где изображены главные герои в момент их эмоционального «взрыва». Более темный фон только подчеркивает суть и важность этого трагического конфликта.
Мне кажется, что в героях, в их движениях не очень видно значимость конфликта. Отношение может показаться не только как у других, картина мне не очень понравилась.
Это произведение лишний раз доказывает важность проблемы взаимоотношений в семье. Думаю, что картина занимает место в мировой живописи. Бруни был как бы свидетелем и просто описал историческое событие. Автор, на мой взгляд, не сильно показывает свое отношение к герою.

Teg: lesson

«