Материалы

Музейный урок по произведению А. И. Куинджи «Ночное»

Совместный научно-исследовательский проект Русского музея и Российской гимназии при Русском музее «Экологическая роль изобразительного искусства в условиях интенсивного визуального потока» 

Разработчик музейного урока – Нина Сергеевна Яковлева 

Музейный урок по произведению А. И. Куинджи «Ночное»

Содержание:

  1. Материалы учителя для проведения урока
  2. Творческие работы учащихся
  3. Вопросы учащихся

 

 

»

 

Архип Иванович Куинджи, «Ночное»

Задачи урока:

• Познакомить учащихся с биографией художника А. И. Куинджи, историей создания картины «Ночное»
• Сформировать интерес к картине, рассказав об эмоциональном настрое произведения, предложив детям во время урока сделать свой набросок картины и сравнить его на экспозиции

План урока:

1. Знакомство с биографией художника
2. История создания картины
3. Композиция картины
4. Колористическое решение
5. Роль света в произведениях Куинджи
6. Обсуждение. Подведение итогов

»

В.М. Васнецов. Портрет А.И. Куинджи. 1869. Государственная Третьяковская галерея, Москва

В.М. Васнецов. Портрет А.И. Куинджи. 1869. Государственная Третьяковская галерея, Москва

I. Знакомство с биографией художника

Период художественного формирования Архипа Ивановича Куинджи окружен легендами. Собственно, и год его рождения установлен небезусловно (1840, 1841 или 1842). Он родился в Мариуполе в бедной греческой семье то ли крестьянина, то ли сапожника. Фамилия «Куинджи», означающая «золотых дел мастер», начинает фигурировать в документах только с 1857 года.

Рано осиротев, мальчик жил у родственников, работал у чужих людей: был слугой у хлеботорговца, служил у подрядчика, работал ретушером у фотографа. Основы грамоты Куинджи получил от знакомого учителя грека, а затем занимался в городской школе. Любовь к рисованию проявилась у него в детстве, он рисовал везде, где приходилось, – на стенах домов, заборах, обрывках бумаги. По позднейшим документам Куинджи значился «учеником школы Айвазовского», установлен факт его пребывания в Феодосии, но учился ли он у самого мариниста или у одного из его учеников, cказать трудно.

В начале шестидесятых годов Куинджи поселяется в Петербурге, где он, видимо, посещает Академию художеств вольнослушателем. Есть свидетельство, выданное «ученику школы профессора Айвазовского Архипу Куинджи в том, что он за хорошие познания в живописи пейзажей Советом Академии… признан достойным звания свободного художника». Этот документ подтверждает очевидное влияние Айвазовского на первые работы Куинджи («Рыбачья хижина на берегу Азовского моря»).

В 1868 году художник принял участие в академической выставке. Он представил картины «Татарская деревня при лунном освещении», «Буря на Черном море», «Исаакиевский собор при лунном освещении», за которые получил звание неклассного художника. Окунувшись в атмосферу художественной жизни, он дружит с И. Е. Репиным и В. М. Васнецовым, знакомится с И. Н. Крамским – идеологом передовых русских художников.

Лето 1872 года Куинджи провел на Ладожском озере, на острове Валаам. В результате появились картины: «Ладожское озеро» (1872), «На острове Валаам» (1873). Неторопливо, спокойно ведет художник в своих картинах повествование о природе острова, с его гранитными берегами, омываемыми протоками, с темными густыми лесами, упавшими деревьями. После выставки 1873 года, на которой была представлена картина «На острове Валаам», о Куинджи заговорили в прессе, отмечая его самобытный и большой талант.

По возвращении в Петербург Куинджи поселяется на Васильевском острове напротив квартиры художника Крамского. К середине 70-х годов Куинджи стал так популярен, что представить передвижные выставки без его работ казалось невозможным. В 1875 году его принимают в члены Товарищества передвижных художественных выставок.

Появившиеся средства вновь позволяют Куинджи поехать за границу, на этот раз совместно с Репиным. И вновь Куинджи не нашел там того, к чему стремился в поисках собственного художественного видения.

После возвращения из-за границы Куинджи обвенчался с Верой Леонтьевной Кетчерджи из Мариуполя. Молодые поселились в Петербурге. В свадебное путешествие они поехали на остров Валаам. Осеннее ненастье возмутило воды Ладожского озера, и пароход, на котором ехали молодожены, стал тонуть. Куинджи с большим трудом спаслись на лодке, однако эскизы и заготовки будущих полотен – все пропало.

В 1876 году на пятую передвижную выставку Куинджи представил замечательную картину – «Украинская ночь». Газета «Русские ведомости» писала, что у картины постоянно стоит толпа, восторгам нет конца. Критика отмечала: «Новость и невиданной силы эффект… В иллюзии лунного света Куинджи пошел дальше всех, даже Айвазовского». Картина положила начало романтическому взгляду Куинджи на мир.

В 1880 году в Петербурге на Большой Морской была открыта необычайная выставка: демонстрировалась одна картина – «Лунная ночь на Днепре». Она вызвала бурю восторгов. У входа на выставку стояла огромная очередь.

«Лунная ночь на Днепре» написана Куинджи после выхода из Товарищества передвижников. Небольшое, ограниченное по размерам полотно, кажется, распахивает окно в мир, в торжественную красоту и глубину южного ночного неба.

Зависть, вызванная невиданным триумфом Куинджи, привела к травле художника, распространению нелепых слухов и анекдотов. Чистяков писал Третьякову: «Все пейзажисты говорят, что эффект Куинджи – дело нехитрое, а сами сделать его не могут…».

В преподавательской, как и в живописной работе Куинджи был новатором в полном смысле этого слова. Новшества касались как методики работы, так и самой ее организации. Так, например, по пятницам с 10 до 14 часов в его мастерскую мог зайти любой желающий получить консультацию по вопросам пейзажной живописи. В эти дни он давал советы и читал лекции более чем 200 ученикам.

Выставка 1882 года была последней для художника. Наступили долгие годы молчания. Друзья не понимали причин, волновались. Куинджи же сам объяснял так: «…Художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть. А как только голос спадет, надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли».

В 1889 году добровольное затворничество Архипа Ивановича нарушилось – он стал профессором Академии художеств. Это произошло благодаря приходу к руководству Академией более прогрессивных деятелей. Обновляя преподавательский состав, они ориентировались на художников самого жизнеспособного объединения того времени – Товарищества передвижных художественных выставок.

Художники-передвижники высказывались за коренное обновление Академии, но, когда им предложили стать преподавателями различных мастерских, многие отказались. Преподавателями Академии стали И. Репин, А. Куинджи, В. Васнецов, В. Маковский, И. Шишкин, В. Поленов.

Это событие сыграло огромную роль в жизни Куинджи, дав возможность проявиться его педагогическому дарованию. Забота учителя об учениках, его любовь к ним проявлялась до последних дней жизни Куинджи. Перед смертью Куинджи страстно хотел повидать всех своих учеников.

11 июля 1910 года Архип Иванович Куинджи умер от атеросклероза. «Хорошие люди тяжело помирают». Так верит народ. Среди мучительных удуший Архипа Ивановича вспоминалась эта примета. Народная мудрость указала, что умер хороший, крупнейший человек.

»

А.И. Куинджи. Ночное. 1905–1908. Русский музей, Санкт-Петербург

А.И. Куинджи. Ночное. 1905–1908. Русский музей, Санкт-Петербург

II. История создания картины

По сравнению с десятилетием активного участия на выставках, за остальные тридцать лет Куинджи создал сравнительно немного значительных живописных полотен. По воспоминаниям друзей художника, в начале 1900-х годов Куинджи пригласил их к себе в мастерскую и показал картины «Вечер на Украине», «Христос в Гефсиманском саду», «Днепр» и «Берёзовая роща», которыми они были восхищены. Но Куинджи был недоволен этими работами и на выставку их не представил. «Ночное» – одно из последних произведений.

В этот период жизни Куинджи очень заинтересовался небом, красочным богатством солнечных закатов. Куинджи не оставляет поиски художественного воплощения своего мировосприятия. Для многочисленных эскизов характерен его общий творческий подход к живописной работе – «домысливание», «досочинение» того, что он видит или пишет зачастую по памяти. И хотя при этом впечатление реальности не утрачивается, намеренная «ковровость», «аппликационность» показывают отвлеченность пейзажа.

«Ночное» – одно из последних произведений заставляет вспомнить лучшие картины Куинджи времени расцвета его таланта. В ней также чувствуется поэтическое отношение к природе, стремление воспеть ее величавую и торжественную красоту. Образ природы на картине Куинджи полон созерцательности, тишины, покоя.

III. Композиция картины

В «Ночном» – этом прощальном произведении Куинджи – воплотились воспоминания детства и пристрастия к созерцанию неба. Элегичность, некая «прощальность», лирическая грусть заставляют минорно звучать бледные краски горизонта, томительно светиться гладь реки. Художник точно выбрал место в композиции для постановки на «постамент» холма плавного силуэта лошади, символа крестьянского труда. Медлительные звучания протяженных линий горизонта, таящих плоских далей рождают образ, расположившийся на перекрестье лирической поэзии реализма и впечатляющей необычности романтического искусства.

Куинджи не успел ее закончить. Недописанными остались фигурки пасущихся лошадей. Но зато прекрасно передана чарующая гармония предрассветных сумерек на юге.

«Ночное» – одна из «тихих» картин художника. По настрою он напоминает знаменитую «Лунную ночь на Днепре». Главное в этой картине – иллюзия и очарование света. Плавно течет река, небо прозрачно, легкий серп луны отражается в её тихих водах – утренняя заря сменяет темноту ночи. Основное внимание художника сосредоточено на изображении неба, которое занимает большую часть холста.

Облик природы в произведениях художника лишен обыденности, в нем есть нечто торжественное, несколько театральное, даже в том случае, когда мотив пейзажа вполне классический.

» »

IV. Колористическое решение

Куинджи – мастер колористических решений, и его талант здесь проявился в изображении предрассветного неба, которое озаряется первыми лучами солнца. Здесь присутствуют различные цвета – от розового и желтого до темно-синего. Упорным, настойчивым трудом достигал Куинджи виртуозного владения цветом, той композиционной простоты, которые отличают его лучшие работы. Его мастерская была лабораторией исследователя. Он много экспериментировал, изучал законы действия дополнительных цветов, отыскивая верный тон, сверял его с цветовыми отношениями в самой природе. Этому способствовало его общение с университетским профессором физики Ф. Ф. Петрушевским, изучавшим проблемы цветоведения, которые он обобщил в книге «Свет и цвет сами по себе и по отношению к живописи».

Очевидно, что вопросы цвета и световосприятия также обсуждались Куинджи и с Д. И. Менделеевым – хорошим знакомым художника. Рассказывают, что однажды Д. И. Менделеев собрал в своем физическом кабинете на университетском дворе художников-передвижников и испробовал прибор для измерения чувствительности глаза к тонким нюансам тонов, Куинджи побил рекорд чувствительности до идеальных точностей! Но главное-то, конечно, заключалось в общей гениальности натуры и необыкновенной работоспособности в письме.

Надо отметить, что первый план картины был написан красками с примесью асфальта. Асфальт – это природная горная смола, которую добавляют в краску. Такая краска обладает прозрачностью и красотой золотисто-коричневого тона, но, к сожалению, со временем имеет свойство темнеть, что и случилось с первым планом картины.

V. Роль света в произведениях Куинджи

Каждый большой мастер, приобщая зрителя к Красоте, вкладывает в свои произведения определенные идеи, создает определенные формы, в которые облачает эти идеи.

Чем насыщал свои полотна Архип Иванович Куинджи, о чем «говорят» его пейзажи? Глядя на картины художника, даже поверхностный зритель ощущает необычность изображенного в них света. «Куинджи – художник света, – писал Илья Ефимович Репин в «Воспоминаниях». – Свет – очарование, и сила света, и его иллюзия были его целью. Конечно, вся суть этого явления заключалась в самом Куинджи, в его феноменальности, личной врожденной оригинальности. Он слушал только своего гения – демона…».

Очарование света вместе с красотой и гармоничностью композиции, часто передающей обобщенный до Вселенского величия пейзаж, придает каждой картине Куинджи особый магнетизм. Его истоки всегда лежат в тех сферах, куда уносит творца вдохновение в процессе творческого акта. И чем выше творческая мысль художника, сильнее и чище огонь его сердца, тем значительнее плоды его творчества.

«Почему великие творения искусства так ценятся людьми и не умирают? Потому, что в них сконцентрированы кристаллы Света, вложенного в них руками творца данного произведения. Огненный дух художника, ваятеля, поэта, композитора в процессе своего творчества насыщает элементами Света то, что творит он. А так как элементы Света обычному разрушению временем или забвению не подлежат, то длительность жизни великих произведений искусства идет далеко за пределы жизни вещей и предметов обычных».

Один из его учеников – Николай Константинович Рерих – характеризовал грандиозную личность своего учителя, его необыкновенный жизненный путь так: «Вся культурная Россия знала Куинджи. Даже нападки делали это имя еще более значительным. Знают о художнике Куинджи – как о большом, самобытном художнике. Знают, как он после неслыханного успеха прекратил выставлять; работал для себя. Знают его как друга молодежи. Знают его как славного мечтателя в стремлении объять великое и всех примирить, отдавшего все свое миллионное состояние. Знают, какими личными лишениями это состояние было составлено. Знают его как решительного заступника за все, в чем он был уверен и в честности чего он был убежден. Знают как строгого критика; и в глубине его часто резких суждений было искреннее желание успеха всему достойному. Помнят его громкую речь и смелые доводы, заставлявшие иногда бледнеть окружающих.

Итак, вам предстоит встреча с произведением А. И. Куинджи «Ночное» на экспозиции Русского музея. Надеюсь, эта картина произведет на вас незабываемое впечатление.

VI. Обсуждение. Подведение итогов

» »

Вопросы учащихся к произведению А. И. Куинджи «Ночное»

1. Агафонова Алина
• Как художник достиг такого колорита?
• Что подвигло художника выбрать именно этот пейзаж, этот момент?
• С натуры ли написано произведение?

2. Акиев Аслан
• Какие цвета преобладают на картине?
• Сколько лет писалось произведение?
• Есть ли на картине изображение людей? Кто они?

3. Базорова Лидия
• Какое было мнение у самого художника о своей картине?
• Признан ли был художник при жизни?
• Что повлияло на выбор темы?

4. Белоусова Карина
• С какими учеными тесно общался художник?
• Самая знаменитая работа Куинджи?
• В какой период жизни была написана картина?
• Что повлияло на художника при выборе темы?

5. Вальковская Катарина
• Какой художник повлиял на творчество Куинджи?
• Какие пейзажи чаще всего встречаются в его творчестве?
• Какая самая известная картина Куинджи?
• Каковы особенности композиции картины «Ночное»?

6. Галюк Влада
• Откуда падает свет на картине?
• Какое время года показано на картине?
• Почему у картины такое название?

7. Глухов Василий
• Как выглядит картина?
• Как художнику удалось показать красоту лунного света?

8. Дмитриева Татьяна
• В какой период жизни написана картина?
• Кто изображен на картине? 
• Реалистичный это пейзаж или нет?

9. Довлатян Ким
• Какой цвет преобладает на картине?
• Какие чувства охватывают, когда смотришь на картину?

10. Занин Артем
• Как построена композиция картины?
• Чему посвящено произведение?
• Как отразилось изучение художником цветовых эффектов на картине «Ночное»?

11. Захаров Александр
• Какие цвета использует художник для изображения неба?
• Что повлияло на создание этого произведения?
• Для чего художник изобразил лошадь?

12. Королева Анна
• Что больше всего удивляет в картине?
• Какие цвета преобладают на картине?

13. Крюков Дмитрий
• Какие цвета чаще всего использует художник в своих картинах?
• Колорит, который присутствует в картине «Ночное», типичен ли для других работ Куинджи?
• Какими средствами художник добивается эффекта ночи?

14. Метельская Марина

• Какое время года показано в произведении?
• Для чего изображена лошадь?
• Как долго писалась эта картина?

15. Михайлова Дарья
• Какую роль занимает небо в этой картине?
• Почему картина названа «Ночное»?
• Какое место заняла картина в творчестве художника?

16. Мусатов Никита
• Какие размеры картины?
• Что больше всего запоминается, когда смотришь на картину?

17. Петриченко Александр
• С чем связано написание этой картины?
• Что произошло в этот момент в жизни художника?
• Является ли лошадь на картине каким-нибудь символом?

18. Петрова Александра
• Что повлияло на выбор названия картины?
• В чем проявились черты романтизма в произведении?
• Какое время года представлено на картине?
• Как повлияла эта картина на дальнейшую жизнь художника?

19. Самсонов Виктор
• Чему посвящена картина?
• Есть ли особенности в построении композиции?
• Какое место в жизни художника занимает это произведение?

20. Смирнова Наталия
• Кто повлиял на становление Куинджи как художника?
• В каких выставках принимал участие Куинджи?
• Какая картина является вершиной творчества Куинджи?
• Как построена композиция картины?

21. Туник Ярослав
• В какой период жизни художника написана картина?
• Какие цвета преобладают на картине?
• Знаменита ли эта картина?

22. Титеева Диана
• В какое время года происходит действие?
• На что сделан акцент в произведении?
• Есть ли на картине люди? Если есть, то кто они?

23. Щедрина Александра
• Почему у художника нет больших полотен?
• Почему в работах художника в основном встречаются украинские пейзажи?
• Когда проявился талант пейзажиста у Куинджи?

24. Щудренко Дмитрий
• В связи с чем Куинджи написал это произведение?
• Какие черты романтизма проявились в этом произведении?
• По каким принципам построена композиция?

25. Федосова Мария
• Что означает фамилия Куинджи?
• Какое настроение передано в картине?
• Каким элементам пейзажа художник уделяет больше всего внимания?

»

Творческие работы учащихся по произведению А.И. Куинджи «Ночное»

1. Агафонова Алина
Работа Куинджи Архипа Ивановича (1842(?) – 1910) «Ночное» была закончена в 1908 году. Жанр этого произведения – пейзаж. Широкая река – Днепр – разделяет картину на две части. Мы можем увидеть, что это ночь, летняя ночь, т.к. только летняя ночь так прозрачна, светла и спокойна. Ярко в небе светит месяц и бросает лунную дорожку на поверхность реки. Небо в картине особенно красиво! Оно темнеет от верхней части холста к горизонту, где из темно-синего превращается в желто-зеленый, разбавленный розовым.
Невероятное спокойствие картине придают спящие пастушки. Их трое, они молоды и они безмятежно спят вокруг уже затухающего к концу ночи костра. Вместе с ними вокруг костра расположились две собаки, одна уже проснулась, но спокойно лежит и смотрит вдаль, вторая же безмятежно спит, свернувшись в клубок. Лошади спокойно разбрелись по всему холму, кто-то из них просто смотрит вдаль, кто-то лениво пожевывает сочную, вкусную траву. Вышеописанная сцена расположена на первом плане картины, второй план находится в тумане, сквозь который проглядываются огоньки соседних пастухов. Эта картина наполнена свежестью и безмолвием.
Куинджи – один из самых любимых художников. Меня восхищает его техника: он использует реалистические, такие необыкновенно красивые оттенки цвета. Эффект прозрачности достигается при помощи специальной краски, которая необычайно прозрачна. Это и придает такую звонкость и ощущение пространства. Но эта краска имеет свойство со временем темнеть, это и произошло с картиной «Ночное». Как я уже говорила – Куинджи мой любимый художник, и эта картина одна из самых любимых. Когда я смотрю на нее, мне кажется, что я нахожусь там, в этой картине, вижу то же, что и сам автор.
«Ночное» – это воспоминание художника. Когда-то сам Куинджи был на месте пастухов, так же лежал у костра и смотрел на необычайно красивые, яркие и прозрачные закаты и восходы солнца на Днепре.
Эта картина необычайно добрая и свежая. Так и чувствуется запах свежескошеннной травы и слышится отдаленный лай собак и ржание лошадей.

2. Акиев Аслан
Картина «Ночное» написана А. И. Куинджи в период 1905–1908 гг. На ней изображены три пастушка, которые проводят ночь у реки Днепр. На картине также присутствуют пять лошадей, которые мирно пасутся на травке. Если разобрать композицию, то мы увидим, что картина разделена на две части: первая – это территория земли, которая очень темная (автор использовал асфальтовые краски, которые темнеют через несколько лет), а вторая – чистая вода и прозрачное небо.
Учителем Куинджи был знаменитый маринист Айвазовский, который передал Архипу Ивановичу свое мастерство изображать море.
Эта картина мне очень понравилась. Кроме сюжета, который предполагает настроить человека на лирическую ноту, важную роль играют цвета. Колорит, который использует художник, не яркий и броский, а спокойный и умиротворенный.

3. Базорова Лидия
На картине изображено поле, на нем спят люди, через поле протекает
река.
Небу художник уделил особое внимание, оно занимает большую часть картины. Тишина и тени создают некую таинственность, некий секрет.
Я очень люблю Куинджи, его технику, его стиль. Конечно, мне эта картина понравилась, и я рада новой встречи с ней на экспозиции музея.

4. Белоусова Карина
Картина А. И. Куинджи «Ночное» была написана в 1905 году. Художник достаточно быстро воплотил свои мысли на холсте, в течение трех лет вносил исправления, таким образом, картина полностью была закончена только в 1908 году, за два года до смерти художника. Можно сказать, что это является прощальным произведением мастера. Сейчас мы можем видеть, как сквозь верхний слой краски проступает первый вариант картины.
Картина написана по детским воспоминаниям Куинджи, о том, как он ходил ночью пасти лошадей. На картине изображены спящие пастухи, пасущиеся лошади и две собаки. Но для художника в картине это не главное, это как элементы декорации. Главное – небо – красивое, ночное, которое вот- вот проснется и скинет с себя черное покрывало. На горизонте уже появляются первые лучи солнца, которые вытесняют ночную тьму.
Все в этой картине пронизано спокойствием и безмятежностью, хотя считается, что Куинджи учился у Айвазовского, но в его картинах нет той бури эмоций и страсти как у учителя.
Мне понравилась эта работа, и когда стоишь перед этим произведением, то оно полностью поглощает зрителя своим настроением.

5. Вальковская Катарина
На картине А. И. Куинджи «Ночное» создан удивительной красоты ночной пейзаж. Большую часть картины занимает небо. На возвышенности отдыхают пастухи, пасутся кони, а собаки охраняют всех, кто находится в ночном – людей, лошадей.
Свет удивительно яркой луны отражается на воде.
Пейзаж умиротворенный, романтичный. Художник писал его по своим воспоминаниям об украинской природе.
Картина мне очень нравится, и я рада, что она включена в список произведений, о которых мы будем говорить в течение года.

6. Галюк Влада
Куинджи писал картину «Ночное» с 1905 по 1908 год. На картине изображено раннее утро: основной свет – заря, а бледный свет – от месяца и редких звезд. Картина со временем потемнела, но еще можем разглядеть лошадей, трех пастухов и двух собак.
Картина очень спокойная, но мы ощущаем течение реки, скорый рассвет, движение проснувшихся лошадей.
Мне понравилась эта картина, смотришь на нее, и приходит ощущение умиротворенности и покоя.
Краски, которые использует художник, очень необычны – они как бы светятся. Куинджи сначала делал эскизы с различными видами украинского пейзажа, а затем соединял в одном произведении наиболее впечатлившие его моменты. Художник писал быстро, исправляя неточности, часто накладывал один слой красок на другой. А теперь если внимательно присмотреться, то можно увидеть, как через верхний слой проявляются первые варианты картины. В течение трех лет художник доводил картину до идеального состояния. Он писал эту картину через двадцать лет после окончания своей выставочной деятельности.

7. Глухов Василий
На картине изображен ночной пейзаж: удивительной красоты ночное небо, поле с пасущимися на нём лошадьми, речка, протекающая через поле, собаки, взволнованные шорохами, которые раздаются в тишине отдыхающей украинской ночи.
На опушке разложен костёр, вокруг которого отдыхают люди, а над ними висит яркая луна, освещая, прежде всего, бегущий вдаль Днепр.
Мне понравилась картина изображенной на ней природой. По небу, можно определить время суток – переход от ночи к утру. Именно этот прием в пейзаже произвел на меня наибольшее впечатление.
Картина написана в романтическом стиле.

8. Дмитриева Татьяна
На картине «Ночное» изображено тихое, спокойное, нежное, умиротворенное утро. Рассвет. Все идет своим чередом, ничто не может нарушить этот покой. Куинджи использует тихие и спокойные тона. Он изображает спящих пастухов, лошадей. На картине все упорядочено. Когда смотришь на нее, то сразу успокаиваешься, отдыхаешь душой.
Мне эта картина понравилась, т.к. я люблю спокойные картины. Насколько мне известно, эта картина писалась в период с 1905–1908 гг. Картина написана в два слоя – первый более темный, чем второй. В результате этого сейчас на реке появляются своего рода «пятна», которые выдают художника, Куинджи мастера декоративного пейзажа. И мы это видим в его виртуозных работах.

9. Довлатян Ким
Мне понравилась эта картина, она добрая, хотя краски используются темные. На ней изображен рассвет на реке Днепр. Также на этой картине изображены лошади, пастухи и собаки. Все три пастуха спят, а собака проснулась и смотрит куда-то вдаль, видимо что-то услышала.
Картина спокойная и туманная, хотя одновременно в ней не мало света, и многих она может тронуть. В ней очень красивое небо, оно принизано первыми лучами солнца. Кроме неба в картине есть еще очень красивый по цвету и настроению момент – это река Днепр. По-видимому, т.к. художник родился на Украине, то Днепр является его любимой рекой, поэтому он так часто изображает его на своих полотнах. Здесь Днепр наполнен любовью автора, он лиричен и спокоен, и соответствует всему настрою картины. В воде отражается лунный свет, который преобразовывается в лунную дорожку, манящую в безоблачную даль!

10. Занин Артем
На мой взгляд, данное произведение очень точно передает украинскую природу. Колорит картины довольно контрастен: земля кажется темной, а небо и река, наоборот, более нежными и светлыми, даже светящимися. Мы можем определить, что на картине показано самое начало рассвета. Так, на небе месяц постепенно угасает, а на горизонте появляются первые лучи солнца.
Эта картина мне очень понравилась, она тиха и нежна. Первый план произведения написан темными красками, второй же светлыми и прозрачными, передающими ощущение умиротворения и радости.

11. Захаров Александр
Пейзаж, на котором изображена ночь, река, поле, лошади, огонь, собаки, люди, небо. Все эти элементы гармонично связаны и создают удивительную атмосферу тишины и спокойствия.
Картина показывает эпизод из жизни самого художника.
На картине есть две вещи, разрезающие ночную тьму – костёр и луна, но при этом они удивительно создают ощущение гармонии человека и природы. Сказать с уверенностью, что на картине изображена ночь – нельзя, скорее это переход ночи и дня. Уже свет дня начинает побеждать темноту.
Мне нравятся произведения А. И. Куинджи. Эта картина не является исключением, так как она оставляет добрый свет в душе и надолго запоминается игрой света.
Картина написана в романтическом стиле.

12. Королева Анна
На картине изображено темное ночное небо, переходящее в светлую полосу горизонта. На небе еще видны звезды и месяц, а на горизонте уже угадывается восходящее солнце. Оно бесконечно, глубоко простирается в пространство и светится изнутри, излучая серебристо-желтое сияние. На первом плане мы видим трое спящих ребят – пастушков, около них потухающие угольки от костра и поднимающаяся струйка дыма. Рядом с ними спит пес, второй уже проснулся. Можно ощутить влажность и легкость этого воздуха, кажется, весь зал наполняется им и вот-вот затянет тебя вглубь. Рядом с мальчиками мы видим котелок и кувшин.
На картине изображено «Ночное», когда пасут коней ночью, т.к. в это время суток не мешают мошки, да и трава зеленее и сочнее. Но вот, что наиболее достойно описания – это река, как переливаются и переходят краски одна в другую. Как ночная река медленно переходит в утреннюю. Вдалеке видны огоньки потухающих костров.
В этом произведении все великолепно: краски, свет, настроение. После просмотра ощущаешь умиротворение, спокойствие. Все заботы уходят, и ты мчишься навстречу природе и красоте. Гармония, заполняющая воздух, медленно и размеренно наполняет легкие живительным кислородом. Каждая клеточка, частичка души наполняется умиротворенным вдохновением и созерцанием.
Автор на первом плане использует асфальтовые краски (для написания холма). Он темный, даже грязный, мощный, зловещий. Он грозно возвышается над чистейшей водой ночной реки. Для второго плана автор использует оттенки от темно-голубого до нежно-желтого. И лишь серебряной дугой на небе возвысился месяц. Кажется, что его серебряное сияние покрывает твое лицо и под этим светом лицо замирает в спокойной маске.
Учителем Куинджи был Айвазовский, не зная того, я могла бы поспорить, ведь согласитесь, в картинах Айвазовского нет такого магнетизма, романтизма и безмятежного сияния, чего-то вечного, совершенного, что пронизывает работы Куинджи.

13. Крюков Дмитрий
На этой картине изображена река Днепр, лошади, две собаки и пастухи. Картина «Ночное» была написана Куинджи в 1905 по 1908 г. Сюжет происходит ночью, на темном небе светит месяц. Это произведение дает ощущение спокойствия, т.к. на ней изображены спящие животные и люди. Становится как-то спокойно на душе, когда я смотрю на эту картину. Пейзаж, который представлен на картине – такой спокойный и лиричный. Смотришь на картину, и кажется, что вот уже вокруг тебя стрекочут цикады, пофыркивают лошади и мирно похрапывают пастухи.
Первый план картины очень темный, зато Днепр выглядит великолепно. Мне кажется, что он является главным героем картины.
Куинджи родился на Украине, он был мастером декоративного пейзажа. Его учителем считается великий русский художник-маринист – Айвазовский.

14. Метельская Марина
Мне очень понравилась картина А. И. Куинджи «Ночное». Удивительно гармоничная работа, которая привлекает зрителя своей тишиной, красотой, умиротворенностью и добротой.
Извечная проблема – гармония человека и природы – в этой картине раскрыта как нигде лучше.
Умиротворенность и спокойствие охватывают душу от встречи с этим произведением.

15. Михайлова Дарья
На картине «Ночное» изображена река Днепр, пастухи, лошади, собаки. Действие происходит в ночное время суток. Картина была написана известным русским пейзажистом – Архипом Ивановичем Куинджи. Художник писал эту картину три года, с 1905 по 1908 гг., незадолго до своей смерти. В это время Куинджи уже не участвовал в выставочной деятельности. В процессе работы над этим произведением мастер несколько раз его исправлял, и сейчас некоторые исправления просвечиваются сквозь верхний слой краски. Интересно, что первый план картины гораздо темнее реки и неба. Сначала можно подумать, что так и было задумано, но на самом деле первый план был светлым и прозрачным, т.к. Куинджи использовал асфальтовые краски, которые со временем темнеют. Небо и река написаны нежно, легко и свежо.

16. Мусатов Никита
Картина «Ночное» А. И. Куинджи очень красива, гармонична и добра. Изображенные люди-пастухи, пасущиеся лошади, собаки, которые сопровождают ночное – все это написано с большой любовью. Безусловно, автору удалось показать свою любовь к красоте украинской ночи.
Удивительно изображена устремляющаяся вдаль река. Освещенная светом луны, она стремительна и тиха одновременно. Удивительный прием изображения.
Картина мне понравилась.

17. Петриченко Александр
На своей картине «Ночное» Куинджи изобразил пейзаж с рекой. Эта река – Днепр. На пейзаже представлено время суток, когда первые лучи солнца только начинают появляться из-за горизонта, а луна еще видна на небе. На переднем плане мы видим лошадей, спокойно гуляющих по траве, еще покрытой ночной росой, собак – вот одна подняла голову, видимо что-то услышала, а вторая продолжает мирно спать, пастухов, которые дремлют возле догорающего костра. Первый план написан асфальтовыми красками, сейчас они потемнели.
Мне нравятся пейзажи, меня впечатлила картина А. Куинджи – «Ночное». Хотя я считаю, что это произведение на любителя. Некоторым оно нравится, а некоторым, возможно – нет.

18. Петрова Александра
Картина «Ночное» очень интересная. Она писалась с 1905 по 1908
годы.
В эту пору автора интересовала не голая техника, а смысл изображения. На картине представлены пастухи, лошади, собаки. Все спокойно и умиротворенно. Днепр потихоньку течет, лошади начинают просыпаться.
Большую часть картины занимает небо. Оно чистое, написано красивыми красками. Мы видим, что сейчас ночь – по звездам и месяцу. Но утро близится. Легкая краска восхода покрывает нижнюю часть неба. Безупречно написаны облака, которые растворяются в лазури неба. Все девственно чисто. Передний план картины очень темен. Он потемнел со временем, т.к. был написан красками, которые имеют такое свойство. Но в начале он производил впечатление легкости и прозрачности.
Картина мне понравилась, в ней очень ярко проявились чувства автора.

19. Самсонов Виктор
Картина отражает спокойную, истинно русскую, национальную природу. Берег Днепра, спящие пастушки, пасущееся стадо – все это символизирует спокойствие и чистоту утра. Сон, в который погружены пастухи, пропитана вся картина. Сквозь ночь на холсте медленно просыпается утро. Восходящее солнце еще за горизонтом, а месяц уже блекнет, и равнина, на которой голубой лентой лежит Днепр – медленно просыпается…
Куинджи – мастер декоративного пейзажа. Это отражается буквально в каждой детали его произведения.

20. Смирнова Наталия
Картина А. И. Куинджи «Ночное» – это романтический пейзаж с правильной компановкой, с красивым колоритом, с искренностью передаваемых мироощущений.
Вот только жаль, что там, где художник писал специальными красками, со временем они потемнели и теперь плохо видно, что происходит на холме. Хотя удивительно проглядываются и люди-пастухи, и лошади, пасущиеся на берегу, утопающие в мире тишины, спокойствия и умиротворения, и собаки, которые охраняют покой всех участников ночного.
Картина мне понравилась. Удивительно, но мои представления о картине, которые сложились после урока, оправдались самым лучшим образом.

21. Туник Ярослав
Картина А. И. Куинжди «Ночное» произвела на меня хорошее впечатление. Она красива, спокойна, гармонична.
Сюжет взят художником из воспоминаний детства, когда он сам ходил в ночное. Мне кажется, что это удивительная возможность слияния человека с природой.

22. Титеева Диана
В конце своего жизненного пути А. И. Куинджи написал картину «Ночное», которая по праву может занять место в ряду самых лучших произведений мастера. Надо отметить, что когда писалась эта картина, художник уже не участвовал в выставках и вел достаточно уединенный образ жизни. Возможно, это и повлияло на создание такого душевного произведения. В нем отразилась вся любовь автора к украинской природе, в реке – Днепр, а также детские воспоминания, когда Куинджи сам ходил в «ночное».
Мне кажется, что непосредственными героями картины являются не пастухи, не кони, а небо и река. Так небо занимает большую часть холста и отражается в воде. Куинджи использует светлые и прозрачные краски, наполняет картину светом восходящего солнца. Такое ощущение, что луна не хочет уходить с небосвода, а лучи солнца потихоньку ее выгоняют, и луна поддалась этому натиску постепенно «уплывает» по течению реки.
Мне эта картина понравилась, и думаю мало кого она может оставить равнодушным. Как хорошо, что в современном индустриальном мире есть такие островки спокойствия и умиротворения!

23. Щедрина Александра
В 1908 году А. И. Куинджи закончил одну из своих лучших картин – «Ночное». На этом великолепном произведении искусства изображен украинский пейзаж: на берегу реки Днепр пасутся лошади, дремлют пастухи. На заднем плане брезжит рассвет. Картина прямо излучает тепло. Произведение написано в темных тонах, хотя первый план сильно потемнел, т.к. был написан специфическими красками. Картина очень спокойная, умиротворяющая, тихая. Светлые тона заставляют зрителя смотреть на нее, не отрывая глаз, заставляют расслабиться, успокоиться, погрузиться в свои мечты и мысли, очутиться на том берегу, почувствовать теплый, тихий ветерок, свежий запах молодой травы, услышать журчание воды и жужжание уже проснувшихся мошек и шмелей, щебетание птиц и мирное посапывание пастухов.
Картина статична, единственное, что на ней движется – это течение Днепра и солнце, еле-еле проглядывающее из-за горизонта.
Картина написана двумя видами красок – тяжелыми темными написана земля, а легкими и воздушными – небо и река. Это позволяет показать контраст земли и неба. Небо изображено великолепно – розовато-желтоватые тона вдалеке и темно-синие вблизи. С помощью этого эффекта Куинджи великолепно удалось показать перспективу.
Картина была написана очень быстро, но на ее коррекцию ушло три года. Сейчас на полотне хорошо видны исправления автора. Изначально река была уже, а стадо лошадей больше. Со временем через верхний слой стали проступать первоначальный рисунок и сейчас мы можем отчетливо увидеть силуэты лошадей.
Все работы Куинджи пронизаны его душевным состоянием, глядя на эту картину, мы понимаем, что он был спокоен и счастлив.

24. Щудренко Дмитрий
На картине А. И. Куинджи «Ночное» изображена ночь на Украине. Действие происходит на берегу реки Днепр. На первом плане изображены пять отдыхающих коней. Обстановка на картине спокойная и лирическая. Заметно, что ночь подходит к концу, скоро наступит утро. Большую часть холста занимает небо, оно очень красивое. Для его написания автор использует большое количество красок и оттенков, что придает ему ощущение мимолетности.
У меня приятные впечатления от этого произведения. Оно успокаивает и заставляет задуматься над смыслом жизни.
Лично мне картина очень понравилась: она проста и легка, она успокаивает человека, зрителя. Если долго на нее смотреть, то находит такое умиротворение, спокойствие. Начинаешь всматриваться в небо и реку и полностью туда погружаешься.

25. Федосова Мария
Картина «Ночное» Архипа Ивановича Куинджи удивительное произведение!
Если бы краски на первом плане не так сильно со временем потемнели, то, наверное, по колориту это была бы самая красивая картина, на которой изображена украинская ночь в ее тиши, гармонии спокойствия и красоты.
Мне видится, что Куинджи, получивший звание «мастер света», оправдал его как никто другой. Стоит только взглянуть на небо в этой картине, и удивляешься, сколько оно имеет оттенков – от бледно-розового до зеленоватого. Вся картина пронизана спокойствием и величием текущего Днепра.
Мне картина очень понравилась и не очень хотелось завершать встречу с произведением на экспозиции, хочется вернуться к картине и еще раз в нее погрузиться.

Teg: lesson