Материалы

Музейный урок «Византийские произведения искусства в Санкт-Петербурге»

Часть первая. Византийские произведения искусства в Санкт-Петербурге: что и где я могу увидеть?

Автор материалов – Алексей Григорьевич Бойко

Перед ознакомлением с текстом вспомни, что тебе известно о Русском музее и Эрмитаже. Что общего у музеев?
Каково главное отличие музеев по составу их коллекций?

Петербуржец может расширить свои представления о культуре Византии нескольким способами. Помогут ему в этом виртуальные ресурсы и залы музеев.

Постоянная экспозиция «Искусство Византии IV–XV веков», Эрмитаж

Постоянная экспозиция «Искусство Византии IV–XV веков», Эрмитаж

В Эрмитаже летом 2014 года открылась новая постоянная экспозиция «Искусство Византии IV–XV веков». Многие предметы, до этого хранившиеся в недоступных для посетителей фондах, теперь можно увидеть на 3 этаже Зимнего дворца. Иконы, изделия из золота и серебра, а также из резной слоновой кости, бронзы, керамики и стекла удобно расположены и выразительно освещены.

Постоянная экспозиция «Искусство Византии IV–XV веков», Эрмитаж

Постоянная экспозиция «Искусство Византии IV–XV веков», Эрмитаж

На сайте Эрмитажа показаны 250 византийских предметов, включая множество монет (их можно обнаружить, воспользовавшись функцией «поиск» на сайте www.hermitagemuseum.org). В Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов опубликованы 30 наиболее известных произведений из византийской коллекции Эрмитажа (изображения и краткие сведения о каждом). Они доступны на сайте school-collection.edu.ru (культурно-историческое наследие / произведения искусства из фондов Государственного Эрмитажа / культура и искусство Византии).

Михайловский дворец. 1819–1825. арх. Карл Росси

Михайловский дворец. 1819–1825. арх. Карл Росси

В Русском музее византийские иконы и фреска демонстрируются в первом зале экспозиции древнерусского искусства.
Фреска «Пророк Самуил» (XII век) посвящена мудрому судье и предводителю еврейского народа. Она была написана греческими мастерами в соборе архангела Михаила, украшавшем древний Киев.
Икона «Святой Иоанн Предтеча» (конец XIV века) создана в столице Византии Константинополе для того, чтобы украшать русскую церковь. Иоанна Предтечу называют также Крестителем: именно он крестил в реке Иордан Иисуса Христа.
Икона «Воскрешение Лазаря» относится к лучшим произведениям церковного искусства, созданным в последние десятилетия истории Византии. О чудесном восстании из мертвых святого Лазаря повествуется в Евангелии.
В виртуальной галерее «Дополненная реальность» Русского музея можно найти изображения фрески и икон, а также краткие тексты о них (rmgallery.ru/ru/2360, rmgallery.ru/ru/2255).

 

  1. Как ты думаешь, зачем в Эрмитаже недавно открылась новая экспозиция искусства Византии?
  2. Почему в Русском музее представлены византийские произведения искусства?
  3. Что из прочитанного заинтересовало тебя?
  4. Как, на твой взгляд, лучше всего соединить посещение музея и знакомство с ресурсами Интернета?

 

Часть вторая. Византийские произведения искусства в Русском музее

Михайловский Златоверхий собор в Киеве, XII век

Михайловский Златоверхий собор в Киеве, XII век

Самое древнее произведение, написанное византийскими мастерами, на экспозиции Русского музея – фреска «Пророк Самуил». Это фрагмент большой росписи, созданной мастерами настенной живописи из Константинополя для храма архангела Михаила в Киеве.
Михайловский собор был возведён в XII веке и стал называться Златоверхим, так как был единственным в то время храмом с позолоченными куполами.

 

  1. Из какого государства были присланы мастера, украшавшие Михайловский Златоверхий собор в Киеве (XII век)?
  2. В каком государстве был построен и украшен этот собор?
  3. Выбери одно или несколько определений и объясни свой выбор: «фреска “Пророк Самуил”:

а) произведение византийского искусства;
б) работа греческих мастеров;
в) образец древнерусской настенной живописи».

 

 

Фреска «Пророк Самуил» из Михайловского собора в Киеве. XII век

Фреска «Пророк Самуил» из Михайловского собора в Киеве. XII век

Имя «Самуил» означает «услышал Бог».
Согласно Библии, Самуилу, жившему в глубокой древности, являлся Бог, и еврейский народ, знавший об этом, считал, что пророк Самуил открывает людям волю самого Господа. Он стал вождем народа, который находился тогда под властью чужеземцев. По призыву Самуила молясь и совершая достойнее дела и поступки, евреи смогли объединиться и освободить себя от завоевателей. Долгие годы Самуил был судьей израильтян, затем по их просьбе назначил им царя – Саула. Несмотря на все свои победы и достижения, царь Саул возгордился и перестал слушать Бога. Тогда Самуил определил на царство другого царя – Давида. В Библии создан образ Самуила – мудрого пророка, заботящегося о своем народе и всегда, до самой смерти в 88 лет, вызывавшего непререкаемое уважение людей.

 

  1. Внимательно рассмотри изображение пророка Самуила. Совпадает ли то, что ты знаешь о нем с живописным образом, созданным во фреске греческими мастерами?
  2. Какое он производит на тебя впечатление?

 

 

Михайловский Златоверхий собор в Киеве

Михайловский Златоверхий собор в Киеве

В Русском музее часть росписи Михайловского Златоверхого собора оказалась сравнительно недавно, в ХХ веке. В 1930-е годы, когда и Киев, и Ленинград (теперь Петербург) были частями Советского Союза, собор был взорван. На его месте построили административные здания. Перед уничтожением храма с его стен удалось снять и сохранить часть мозаик и фресок. Некоторые из них теперь хранятся в Киеве (столица современной Украины), другие в Москве. Собор вновь был построен в конце ХХ века.

 

  1. Кем и когда построен собор, показанный на этой иллюстрации?
  2. Какое отношение он имеет к Михайловскому Златоверхому собору, построенному в XII веке в Киеве?
  3. Кем и когда было создано изображение пророка Самуила из собрания Русского музея?

 

 

Икона «Святой Иоанн Предтеча». XIV век

Икона «Святой Иоанн Предтеча». XIV век

Пророк Иоанн обладал большой духовной силой, позволившей ему крестить Иисуса Христа в реке Иордань. Окончив земную жизнь, он торжественно предстает перед Богом на Небесах. Раскрытые руки Иоанна обращены к Богу. Этот жест означает молитву перед Всевышним о милости к душам людей на Страшном Суде.
Икона соседствовала с другими иконами: на центральной иконе изображён Бог, рядом с ней Богоматерь и Иоанн Креститель, далее архангелы Михаил и Гавриил, затем – апостолы Петр и Павел.
Иконы написаны в Константинополе по заказу монаха Афанасия – основателя Высоцкого монастыря близ Серпухова (Подмосковье). Он находился в столице Византии, имея возможность наблюдать за выполнением своего заказа. О том, что иконы предназначались для Московской Руси, свидетельствуют их размеры — 1,49 × 1,06 м. Высота икон для византийских церквей обычно не превышала 1 м.

 

  1. Внимательно рассмотри изображение Иоанна Крестителя. Совпадает ли то, что ты знаешь о нем с образом, созданным константинопольским иконописцем?
  2. Какое он производит на тебя впечатление?
  3. Представь себе все иконы, присланные Афанасием в Высоцкий монастырь. Икона «Иоанн Предтеча» находилась справа или слева от иконы с изображением Бога? Объясни свой ответ.
  4. Какие взаимоотношения Московской Руси и Византии проявились в истории создания иконы для Высоцкого монастыря?

 

 

Икона «Воскрешение Лазаря». Конец XIV – начало XV в. Византия

Икона «Воскрешение Лазаря». Конец XIV – начало XV в. Византия

Изображен сюжет из Евангелия. Христос в сопровождении апостолов подходит ко гробу, где уже четыре дня покоится Лазарь.
К ногам Христа припадают Марфа и Мария, сёстры умершего: он пришёл по их просьбе. Любящие брата Марфа и Мария просили Христа не допустить смерти верного его последователя. Христос со слезами на глазах увидел, что Лазарь мертв. Он протянул вперед руки, сказал «Лазарь, иди вон», и мертвец восстал из гроба. Несколько отроков разбирают гроб Лазаря и развязывают его пелены.
Образ святого Лазаря напоминает о несокрушимости веры в Бога.
Несмотря на небольшие размеры (53,5 х 44 х 4,5), икона хорошо воспринимается даже издалека. Ясно расположены и очерчены фигуры, блистает золотой фон, красив и выразителен глубокий синий цвет.

 

  1. Как ты думаешь, почему священные изображения на этот сюжет были широко распространены и в Византии, и на Руси?
  2. Какие особенности образа убеждают нас в высоком мастерстве иконописца?

Teg: lesson