Фильм «Портрет. Художник и время»

Фильм «Портрет. Художник и время»

Вглядываясь в живописные образы, вы сможете сделать одно замечательное открытие. У каждой эпохи – свое звучание, свой язык… Попробуем увидеть смену эпох через образы живописного портрета!
Вы узнаете о первых русских портретах – «парсунах» петровского времени, познакомитесь с шедеврами живописного портрета восемнадцатого столетия – «Смолянками» Левицкого, портретами Боровиковского, Рокотова.
Всего лишь несколько шагов в экспозиции музея отделяют век восемнадцатый от века Кипренского и Брюллова. Бурное, грозовое начало девятнадцатого столетия… Появляется новый герой и новый, романтический портрет.
С полотен Венецианова смотрят на нас лица русских крестьян. Такой герой появляется в портретной живописи впервые.
В залах Венецианова мы завершаем первый фильм о русском портрете.
Эпохи сменяют друг друга… Вторая половина 19 века. Портрет передвижников – Крамского, Репина, Ге. Здесь – совесть и боль русской интеллигенции. По словам Репина, они пишут «людей, дорогих нации, лучших ее сынов».
Время многопланово и противоречиво.
И чем ближе к двадцатому веку, тем быстрее меняются вкусы, мнения, взгляды… Конец девятнадцатого – это портреты Серова, Сомова, Шухаева, Григорьева. В них все явственнее звучат тревожные предчувствия «невиданных мятежей».
Начало двадцатого века – это стремительный натиск авангарда. Разрушаются привычные представления об искусстве, в живописный портрет вторгается эксперимент.
Портрет первых десятилетий советской власти. В нем – взрыв молодой энергии, трудового энтузиазма и фанатичной веры в правильность выбранного пути.
Портрет тоталитарной эпохи. Он сравним с пышным занавесом, скрывающим по ту сторону сцены страшный жестокий спектакль…
Шестидесятые годы… С этих портретов смотрит на нас послевоенное поколение – покорители целинных земель и космических далей, спортсмены, «физики и лирики» – собирательный образ романтиков-шестидесятников.
В музее сгущается время, и переходы из зала в зал венчают эпохи. Попробуем увидеть эту смену эпох через образы живописного портрета.