Интерактивное обучение в музейном пространстве как педагогическая технология проектирования творческой среды

Интерактивное обучение в музейном пространстве как педагогическая технология проектирования творческой среды

Короткова Марина Владимировна,
доктор исторических наук, профессор кафедры методики преподавания истории,
руководитель творческой лаборатории «Музейная педагогика» Института истории и политики МПГУ,
академик МАНПО

Аннотация: В данной статье рассматривается проблема интерактивного обучения в музейном пространстве. Автор рассматривает вопрос о понимании различными авторами интерактивного обучения как педагогической технологии, раскрывает суть интерактивного обучения в музее, показывает особенности проведения интерактивного занятия.

Ключевые слова: коммуникативный подход, интерактивное обучение, педагогическая технология, деятельностный подход в экспозиции музея, интерактивная экспозиция, общение, взаимодействие, творческий продукт.

 

Новейшей тенденцией современного образования является коммуникативный подход к обучению школьников в музейном пространстве. Сегодня возрастает интерес педагогов к формам культурно- образовательной деятельности музея, основанным на коммуникативном подходе. Реализация коммуникативного подхода рассматривается на разных уровнях и имеет три взаимосвязанные стороны: собственно коммуникативную, состоящую в обмене информацией между людьми, интерактивную, включающую организацию взаимодействия между людьми, и перцептивную, которая представляет собой процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Важнейшими факторами развития личности признается предметно-практическая деятельность, взаимодействие между людьми и творчество школьника. Решению этих задач способствует интерактивное обучение. Интерактивное обучение (от англ. Interaction – взаимодействие) строится на основе принципа взаимодействия школьников друг с другом, с педагогом и образовательной средой. Психологи понимают под интеракцией способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога с кем-либо или с чем-либо. Для образовательной деятельности ключевым является факт влияния друг на друга в процессе творческого взаимодействия. Ключевое понятие, определяющее смысл интерактивной технологии – это межсубъектное взаимодействие музейного педагога и учащихся. Взаимодействие – непосредственная межличностная коммуникация, важнейшей особенностью которой признается способность человека принимать роль другого, представлять, как его воспринимает партнер по общению или группа, и соответственно интерпретировать ситуацию и конструировать собственные действия.

Интерактивное обучение сегодня рассматривается как педагогическая технология. В педагогической литературе существует четыре основные точки зрения на понятие педагогическая технология. Первая – педагогическую технологию понимают как педагогическую концепцию (П.И. Пидкасиситый), как педагогическую систему обучения (В.П. Беспалько, В.В. Гузеев), как педагогический процесс (М.В. Кларин, Г.К. Селевко), как алгоритм деятельности ученика (В.И. Монахов, В.А. Сластенин). Две первые точки зрения педагогическую технологию рассматривают как достаточно широкое дидактическое понятие, две вторые – близки методическому взгляду на проблему технологий.

Содержание понятия «интерактивное обучение» как технологии является спорной педагогической проблемой. В педагогической литературе встречается отождествление интерактивной технологии с игрой, дискуссией, проблемным обучением. Оно близко, но не тождественно игре, дискуссии, проблемному и проектному обучению. В музейной педагогике существует три точки зрения на интерактивное обучение: 1) взаимодействие школьника с музейным экспонатом и аудиовизуальными интерактивными устройствами (Л.М. Шляхтина); диалог, взаимодействие с партнерами по группе в музейной среде (Е.Г. Артемов); создание творческого продукта по тематике экспозиции в процессе общения (С.С. Кашлев).

Впервые мысль об интерактивности высказал А.У. Зеленко, который назвал ее «чувственной грамотностью». Под ней он понимал активное взаимодействие ребенка с музейными экспонатами, в русле которой предметы разрешалось трогать руками. Данный поход имеет своих сторонников и сегодня. Назовем его условно контактно-экспозиционным. Под интерактивным обучением в музее понимается следующее: 1) создание комфортных условий для контакта посетителя с экспонатом, 2) стимулирование деятельности посетителя на экспозиции; 3) использование в экспозиции музея аудиовизуальных и электронных интерактивных устройств (Л.М. Шляхтина). В рамках данного подхода предлагается такое определение интерактивности: «Применительно к музею под этим понятием имеется ввиду элемент участия, активного взаимодействия с материалами экспозиции. В основе интерактивности находятся коммуникативные методики» (М.Г. Хугаева).

Другой подход в понимании интерактивности предполагает активное взаимодействие школьников между собой в ходе освоения музейной экспозиции. В рамках данного подхода выделены принципы музейной коммуникации: диалог, индивидуально-личностная ориентация, принцип обратной связи и собственно интерактивность. Интерактивность в музее предполагает, что ее применение в музейно- педагогическом процессе обуславливает активное взаимодействие школьников в музейном пространстве со средой, историческим памятником, партнерами по группе и научным сотрудником. (Е.Г. Артемов). Здесь главное – контакт юных посетителей при выполнении заданий. Контакт такого рода может происходить в разных типах учебных ситуаций – игровых, театрализованных, дискуссионных, поисковых и проектных. Назовем это направление в понимании интерактивности – контактно-групповым. Основная задача такой деятельности – максимально вовлечь школьника в общение и деятельность со своими сверстниками в ходе освоения определенной темы. Тема может быть представлена сквозным сюжетом, единой линией, вокруг которой строится музейное занятие.

Третье направление понимает под интерактивностью взаимодействие школьника с экспонатом, друг с другом в процессе создания творческого продукта в пространстве музея или школы. Назовем его условно контактно- творческим. Интерактивное занятие строится по принципу взаимодействия, дети совместно решают проблемы, моделируют ситуации, погружаются в реконструируемое время, делают творческий продукт «в этом времени». Под интерактивной технологий стоит понимать метод, позволяющий школьнику и педагогу включиться в продуктивный диалог с музейной средой, а также провоцирующий активизацию визуальных, тактильных и вербальных контактов, способствующий интенсивному общению школьников и созданию творческого продукта по тематике экспозиции. Для реализации данной цели помимо экспозиции могут быть созданы зоны с мульмедийными средствами и копиями музейных предметов.

Интерактивная технология нам важна не сама по себе, а в контексте реконструкции школьниками исторической ситуации. Интерактивность реализуется с помощью методов, способствующих взаимодействию юного посетителя с экспозицией. В данном случае, по нашему мнению, интерактивное обучение – это применение деятельностного подхода в изучении экспозиции музея.

Наиболее приемлемым является следующее определение, которое характеризует суть интерактивной технологии: «Технология интерактивного обучения – совокупность способов целенаправленного усиленного межсубъектного взаимодействия педагога и учащихся, последовательная реализация которых создает оптимальные условия для их развития» (С.С. Кашлев). Педагогическое взаимодействие характеризуется взаимовлиянием участников педагогического процесса через призму собственной индивидуальности, личного опыта жизнедеятельности.

В этом определении ключевые слова «усиленное взаимодействие», что означает особенную активность ученика, гиперактивность. Гиперактивность связана не только с общением ученика, но и с его практико - ориентированной деятельностью, с созданием конкретного результата. Признаками гиперактивности участников интерактивного обучения являются передвижения, рисование, лепка, создание творческого продукта. Важный признак интерактивного обучения – усиленное общение. Оно связаны с направленностью интерактивного занятия на получение конкретного результата совместной деятельности и получение творческого интеллектуального (материального) продукта. В интерактивной технологии происходит имитация интерактивных видов деятельности, применяемых в общественной практике, учащиеся получают бесценный опыт жизненной деятельности.

Интерактивное обучение – совместная деятельность школьников в музейной среде через осмысление «увиденного». Дети обмениваются информацией, выполняют задания, моделируют ситуации, достигают результата. Коммуникация осуществляется в процессе «погружения» в определенное реконструированное историческое время. Ключевыми словами понятия является «погружение» и взаимодействие.

В педагогике выделены признаки интерактивной технологии: полилог или многоголосие, диалог, мыследеятельность (интенсивная мыслительная деятельность), смыслотворчество (создание новых смыслов), свобода выбора, ситуация успеха и позитивность, оптимизм оценивания и рефлексия (С.С. Кашлев). В результате интерактивного занятия со школьниками появляются продукты детского творчества, тексты которого остаются в музее и записываются на видео. 

Интерактивное занятие целесообразно организовывать на основе следующих этапов: завязка и познавательное интерактивное задание, контактно-экспозиционный этап, контактно-групповой этап взаимодействия, контактно-творческий этап (например, мастер-класс) и итоговый этап.

Факторами развития интерактивного обучения являются профиль музея, его образовательная концепция и педагогические возможности экспозиции. Ограниченные возможности музея по реконструкции исторической среды и созданию условий для «погружения» школьников в историческое время позволяют говорить об элементах интерактивности на музейном занятии.

Интерактивная технология – наиболее перспективное направление развития музейной педагогики. Дальнейшее исследование проблем организации данного обучения лежит в плоскости изучения типов, форм, методов и приемов интерактивных занятий.

 

Литература

  1. Комлев Ю.Э. Коммуникация в музее: теория и практика. Монография. – Оренбург. 2015. – С. 14.
  2. Борисова Г.В., Аветова Т.Ю., Косова Л.Ю. Современные технологии обучения. Методическое пособие по использованию интерактивных методов в обучении. – СПб., 2002.
  3. Пидкасистый П.И. Педагогика. – М., 1996.
  4. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М., 1989.
  5. Гузеев В.В. Основы образовательной технологии. – М., 2006.
  6. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. – М., 1989.
  7. Селевко К.Г. Энциклопедия образовательных технологий. – М., 2006.
  8. Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. – Волгоград, 1995.
  9. Сластенин В.А. Педагогика. – М., 2002.
  10. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии. – М., 2013.
  11. Кашлев С.С. Интерактивные методы в обучении и воспитании школьников. – Минск, 2011. – С. 5.
  12. Зеленко А.У. Практика внешкольного образования в России. – М.-Пг., 1923. – С. 10.
  13. Шляхтина Л.М. Экспозиция в фокусе современных направлений культурно-образовательной деятельности музея // Актуальные проблемы современного музейного дела. Сост. И.М. Коссова. – М., 2010. – С. 60.
  14. Хугаева М.Г. Культурно-образовательная деятельность музея: проблемы формы и содержания // Труды Государственного музея истории Санкт-Петербурга. Музейная педагогика в современной музейной коммуникации. Вып.19. – СПб., 2008. – С. 26.
  15. Артемов Е.Г. Музейно-педагогические технологии. – СПб., 2006. – С. 13–14.