Технологии проектирования в международном сотрудничестве

Технологии проектирования в международном сотрудничестве

Кизилова Ирина Николаевна,
кандидат экономических наук,
заместитель директора
СПб ГБУКиДО «Институт культурных программ»

Отмечаемая повсеместно высокая проектная активность в сфере культуры привела к расцвету событийной жизни, сформировала новый тип менеджеров культуры, применяющих проектные технологии в повседневной работе; создала инфраструктуру, обеспечивающую финансовую, информационную и образовательную поддержку проектов; определила основное направление инноваций в культуре на рубеже 20 и 21 веков. Можно утверждать, что проект как форма деятельности является катализатором инновационной активности в сфере культуры, а проектное управление стимулирует синергетический эффект при решении социокультурных задач.

Координация и объединение доступных ресурсов при выполнении проектов в сфере культуры обеспечивает результативность предпринятых усилий, и заметность запрограммированных положительных изменений в обществе. Проект как инструмент социокультурной деятельности позволяет оперативно решать актуальные задачи, выявленные в результате исследования ситуации, используя инновационные механизмы управления в социокультурной сфере. Там, где традиционные подходы к решению социальных проблем показывают свою неэффективность, проектирование на основе новаторских технологий зачастую приводит к успешному выполнению задачи.

Расширение круга участников культурной деятельности, многоканальность финансирования сферы культуры и развитие проектной деятельности, сформировало новую схему управления учреждениями культуры, направленную на привлечение дополнительных источников финансирования и творческий поиск предложений для инновационных проектов. Одним из инновационных направлений по подготовке и реализации событийных проектов, несомненно, является кластеризация разработчиков и организаторов культурных событий. 

Недостаточные знание и применение технологии межсекторального партнерства являются барьером в развитии и формировании социокультурных партнерств, в том числе региональных и международных, способных повысить ресурсообеспеченность программно-проектной деятельности и внедрить инновационные процедуры управления проектами в поликультурном окружении, обеспечивая, тем самым, рост результативности от проектных действий и вовлеченность разных секторов общества в решение социокультурных проблем. Преодоление этого фактора приведет к повышению темпов программного развития социокультурной сферы и становлению партнерских альянсов, заинтересованных в продолжении проектного сотрудничества в сфере культуры.

Среди основных функций социально-культурного партнерства следует назвать консолидацию ресурсов, необходимых для реализации конкретной программно-проектной деятельности, а также координацию организационных действий всех заинтересованных сторон. Кроме того, важно упомянуть задачу политического и экономического лоббирования целей и задач, принятых партнерством к исполнению, и внедрения инновационных методов реализации программ. Привлечение представителей других секторов общества, например, властных структур и бизнеса, обеспечивает организационную и финансовую поддержку проектов, создает условия для продолжения работы по выбранным направлениям и формирует партнерства на городском, региональном и международном уровнях в соответствие с целями и задачами проектного развития. Таким образом, изначально присущая проектам интровертность, характеризующаяся ограниченным доступом к необходимым ресурсам, при условии применения технологий построения социально-культурного партнерства придает проектной деятельности устойчивость, масштаб, эффективность. Будучи экстравертным, социально-культурное партнерство качественно изменяет результативность и значение программно-проектной работы. Синергетический эффект программ и проектов, реализованных участниками социально-культурного партнерства, основывается на следующих преимуществах данной технологии:

  • социально-культурное партнерство привлекает доступные всем партнерам организационные, финансовые, информационные и кадровые ресурсы в проект;
  • стимулирует развитие направления и после окончания конкретного проекта;
  • повышает общественный интерес к проекту.

В настоящее время в зарубежной литературе межсекторальное социальное партнерство чаще всего трактуется как сотрудничество между правительственными организациями, бизнес-корпорациями и некоммерческими организациями, целью которого является достижения устойчивого развития территории[1]. Например, М. Уорнер и П. Гринер предлагают следующее определение межсекторного социального партнерства: «Союз между сторонами, представляющими правительство, бизнес, гражданское общество, в котором стратегически объединяются ресурсы и способности каждой [из сторон], способствующего устойчивому развитию, и которое основано на принципах разделения рисков, затрат и общей выгоде»[2].

Особое место в модели социокультурного партнерства занимают сети учреждений и организаций культуры и образования, обеспечивающие своим участием в партнерских проектах богатое содержание концепции проекта и высокое качество профессиональной экспертизы. Государственные и негосударственные некоммерческие организации культуры и образования являются ключевыми партнерами при реализации социокультурных проектов.

В период совместной реализации программной и проектной деятельности развиваются связи различных секторов общества друг с другом, а не только с лидером партнерства. В усилении прямых связей заключается один из важнейших результатов межсекторального взаимодействия, гарантирующий устойчивость партнерской работы на длительный период.

В отличие от традиционных определений кластеров, в том числе творческих, событийные кластеры характеризуются ослабленным влиянием расположенности на территориях, находящихся в непосредственной близости к участникам/членам объединений. Существенным признаком при формировании событийного кластера является идеологическая и концептуальная согласованность действий участников мероприятий с главной целью и задачами события. Событие рассматривается современными исследователями, как катализатор создания межсекторальных партнерств, направленных на выполнение социально значимых задач при сохранении приоритета культурной составляющей [3]. Именно сущность события и его роль в социокультурном развитии территории в целом и организаций культуры, в частности, определяет мотивацию членов событийного альянса для вхождения в сообщество соучредителей и соорганизаторов мероприятий. Миссия и концепция события определяют не только состав участников потенциального событийного кластера, но и территориальное размещение мест проведения события.

Как само событие, так и его подготовка и продвижение проходит при наличии виртуальной кластеризации, организованной по принципу целесообразности, разнообразия и полноты представленных творческих программ с использованием отобранных и привлеченных для реализации события ресурсов, включая территориальные.

Представим три наиболее ярких примера организации международных проектов с использованием технологии проектирования и межсекторального партнерства. 

Название: International Paint Pals (IPP)

Краткое описание: С 1995 год организация IPP занимается благотворительными художественными программами, объединяющими детей разных стран. Задачи международного проекта Paint Pals заключаются в укреплении международного сотрудничества в области детского творчества и образования, в содействии обмену опытом и идеями между детьми и педагогами всего мира, в поддержке детских социальных проектов.

Аудитория: общественные организации, художники, органы власти, образовательные учреждения, учреждения и организации культуры, спонсоры

Ресурсы и инструменты: проектирование, волонтерство, творчество, партнерство, открытое участие

Достижения/результаты: Выставки для Олимпийских Игр в Атланте в Афинах, Пекине и Сочи, Игр доброй воли, Саммита Нобелевских лауреатов мира в Барселоне. Институциализация распределенной волонтерской сети.

 

Название: Менеджмент событий

Краткое описание: Серия международных образовательных проектов, направленных на развитие творческих индустрий, арт-менеджмента и event-индустрии:

  • Arts Management Towards the Year 2003 (1999–2000)
  • Music Festivals Management (2005–2006)
  • Creative Management of Music Festivals (2008–2009)
  • Management of Music Festivals. Northern Dimension Management in Culture and Creative Industries (2011–2012)
  • Development of creative industries partnership between North-West Russia and Nordic countries (2011–2012)
  • Promoting Event Management Training Program as a Resource for Development of Cultural Industries and Tourism in the North-West Russia (2012–2013)
  • Estonia – Latvia – Russia Cross-border cooperation program project “Advancing remote areas by development of cross-border via Hanseatica tourism route on basis of local resources” – Via Hanseatica (2012–2014)
  • Joining Creativity (2016–2017)

Аудитория: организации и учреждения культуры, творческие индустрии, органы власти.

Ресурсы и инструменты: проектирование, партнерство, профессиональные сети, творческие индустрии, образование, кластеризация.

Достижения/результаты: Повышения квалификации менеджеров культуры, формирование профессиональных сетей, создание новых культурных продуктов и событийных кластеров.

 

Название: Культура для здоровья

Краткое описание: Комплекс мер, направленный на продвижение роли культуры в формировании здорового образа жизни, а также участие учреждений и организаций сферы культуры в программах реабилитации и социализации совместно с учреждениями здравоохранения.

Аудитория: органы власти, общественные организации, творческие индустрии, учреждения и организации сферы культуры и здравоохранения. 

Ресурсы и инструменты: проектирование, партнерство, творческие индустрии, обучение.

Достижения/результаты: Гармонизация общества, инклюзия людей с ограниченными возможностями здоровья в творческие процессы, реабилитация и социальная адаптация детей с нарушениями развития с помощью ресурсов сферы культуры.

 

Проектная деятельность, обладающая характеристиками сроков реализации, масштаба деятельности, многоканальности разнородных ресурсов, стратегии продвижения и построения социокультурных партнерств, становится рыночным продуктом, связывающим творчество с экономически детерминированным результатом. Проектная деятельность, таким образом, становится катализатором внедрения рыночных механизмов в сфере культуры, развивая и дополняя продукт творчества, каким являются художественные произведения разных жанров, системой менеджмента, маркетинга и распространения. Мы рассматриваем проектные направления развития творческих индустрий как инновационные формы существования сферы культуры в рыночных условиях.

Проектные сети в сфере культуры и образования, основанные на непрерывной профессиональной коммуникации и повышении квалификации посредством участия в проектных альянсах, проектные сети не только вносят свой вклад в содержательное разнообразие проектов, но и инициируют развитие программно-проектных подходов в целом. Недостаточная активность неформальных профессиональных объединений препятствует также позиционированию отдельных направлений проектной работы как значимых субъектов сферы культуры, играющих важную роль в развитии творческих, технологических и проектных инноваций и создающих в России креативную экономику.

 

         [1] Dziembowska-Kowalska J. and Funck R.H. Cultural Activities as a Location Factor in European Competition between Regions: Concepts and Some Evidence. // Annals of Regional Science, 34. 2000. Р. 1-12.

[2] Цит. по: Multi-Stakeholder Partnerships. URL: http://www.globalknowledgepartnership.org. (дата обращения 14.10.2011).

[3] Richards G., Palmer R. Eventful Cities: Cultural Management and Urban Revitalisation. Oxford: Butterwoth-Heinemann. 2010. 516 p.