Материалы

Историческая картина. Методическое пособие по проведению экскурсий

Автор материалов – Наталья Дмитриевна Соколова

Общие замечания

Музейная экскурсия по теме «Историческая картина» предназначена для учащихся 4–5-х классов общеобразовательной школы и является одной из составляющих в экскурсионном цикле «Жанры изобразительного искусства». Изучение жанров живописи, их специфики и содержания необходимо для постижения художественно-образного языка искусства, и по этой причине раздел «Жанры изобразительного искусства» занимает важное место в структуре программы «Здравствуй, музей!», реализуемой Русским музеем.

Цель экскурсии – формирование представления об исторической картине как жанре изобразительного искусства, о ее содержании и своеобразии художественного языка.

Задачи экскурсии имеют как познавательный (расширение представления о содержании изобразительного искусства и его жанровой специфике), так и развивающий характер. Среди них наиболее значимыми для достижения педагогической цели экскурсии являются следующие:
— развитие способности к восприятию художественного образа в произведении изобразительного искусства;
— развитие интереса к истории, внимания и наблюдательности по отношению к событиям окружающей жизни;
— расширение представлений о событиях отечественной и зарубежной истории;
— развитие способности эмоционально переживать историческое событие и формирование личностного отношения к историческим фактам;
— формирование представления о содержании исторической картины в разные исторические эпохи;
— развитие способности к пониманию художественно-образного языка исторической картины как жанра живописи;
— формирование представления о процессе работы художника над исторической композицией.

Методика экскурсий, объединенных общей темой «Жанры изобразительного искусства», является однотипной, и ее основные принципы изложены в методическом пособии к экскурсии по теме «Портрет». Однако историческая картина имеет свою специфику, заключающуюся в том, что она изображает некое знаменательное событие (историческое, библейское, мифологическое). Автор вкладывает в историческую картину глубокий смысл, выражая свое отношение к изображенному событию. Таким образом, в ходе экскурсии, посвященной знакомству с исторической картиной, дети должны научиться понимать авторскую идею, а также осознавать и словесно формулировать свое отношение к содержанию произведения.

Одна из ведущих тем экскурсии – процесс работы художника над исторической картиной как живописной композицией, выражающей волнующую автора идею. Она определяет особенности методического подхода к анализу живописного произведения. В данном случае важно, чтобы дети не только внимательно изучали сюжет и собственно живописные качества исторического полотна, но и были способны представить себе историческую картину как продуманную и законченную композицию, каждый элемент которой направлен на выражение художественного замысла. В связи с этим необходимо, по мере возможности, показать процесс поиска композиционного решения картины на примере имеющихся на экспозиции эскизов и этюдного материала . Необходимо, чтобы дети поняли: историческая картина – результат долгой и сложной работы, требующей от художника способности к наблюдению, анализу и обобщению множества жизненных и художественных впечатлений. Важно также показать значение личности автора в интерпретации исторического события, его личностный взгляд на историю и на задачи исторической картины, то есть дать представление о творческой индивидуальности исторического живописца.

Зрительный ряд:
1. Г. И. Угрюмов. Испытание силы Яна Усмаря. 1796 (1797?)
2. К. П. Брюллов. Последний день Помпеи. 1833
3. К. П. Брюллов. Последний день Помпеи. Эскиз. 1828
4. В. Д. Поленов. Христос и грешница (Кто без греха?). 1888
5. В. Д. Поленов. Христос и грешница. Эскиз. 1873
6. В. Д. Поленов. Голова молодого мужчины в синем покрывале. Этюд для картины «Христос и грешница (Кто без греха?)». Без даты
7. В. Д. Поленов. Кисть левой руки с вытянутым указательным пальцем. Этюд для картины «Христос и грешница (Кто без греха?)». Без даты
8. И. Е. Репин. Запорожцы. 1880–1891
9. А. П. Рябушкин. Московская улица XVII века в праздничный день. 1895
10. А. П. Рябушкин. Едут (Народ московский во время въезда иностранного посольства в Москву в конце XVII века). 1901
11. В. А. Серов. Петр Первый на псовой охоте. 1902
12. В. А. Серов. Выезд Екатерины II на соколиную охоту. 1902
13. В. А. Серов. Выезд императора Петра Второго и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту. 1900
14. Н. К. Рерих. Прокопий Праведный за неведомых плавающих молится. 1914

[1]В случае отсутствия на экспозиции необходимого материала, возможно использование с дидактической целью репродукций.

Вступление

В начале экскурсии дайте представление об исторической картине как об одном из жанров искусства живописи, обозначив круг ее тем и сюжетов.

Спросите детей, с какой целью художники изображают исторические события. Отвечая на вопрос, каждый из детей отметит наиболее интересные для него особенности исторической картины, к примеру:
— занимательность сюжета;
— красоту исторического костюма;
— возможность через исторический сюжет понять значимость события;
— драматизм содержания исторической картины; возможность эмоционально пережить изображенное на картине драматическое действие и др.

Обобщая детские ответы, дайте представление о содержании исторической картины, отметив широту понятия «содержание» по отношению к теме и сюжету произведения.

Историческая картина, как правило, изображает некое знаменательное событие, которое оставило яркий след в памяти многих людей, в истории целого народа или всего человечества.

Сюжетами исторической картины традиционно считались также события библейской истории (Ветхий и Новый завет) и некоторые сюжеты античной мифологии.

В России историческая картина, как и другие живописные жанры (портрет, пейзаж, натюрморт), появилась в XVIII столетии. Ее появление во многом связано с интересом к отечественной истории и стремлением прославить доблести и подвиги национальных героев. Множество картин, изображающих ратные подвиги русских богатырей, появилось в самом конце XVIII в., когда Россия приняла участие в войне против наполеоновской Франции.

Г.И. Угрюмов. Испытание силы Яна Усмаря. 1796 (1797?). Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Г.И. Угрюмов. Испытание силы Яна Усмаря. 1796 (1797?). Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Одна из них – «Испытание силы Яна Усмаря» – была написана историческим живописцем Григорием Ивановичем Угрюмовым предположительно в 1796 или 1797 году. Картина изображает событие, которое происходило в 992 году в Киеве. Войско печенегов приблизилось к городу с целью захватить его. Киевский князь Владимир и вождь печенежских воинов условились решить битву поединком между богатырями. От русских воинов вызвался новгородский кожевенник Ян Усмарь, который доказал свою силу и право на поединок тем, что остановил на бегу разъяренного каленым железом быка.

Рассказав сюжет, задайте детям вопросы, которые побуждали бы их задуматься о содержании и идее картины, к примеру:
— С какой целью автор картины выбрал сюжет, столь отдаленный от событий его современности?
— Чем объяснить столь пристальный интерес Г. И. Угрюмова к национальной истории? (Две другие картины, представленные в залах Русского музея, также отражают страницы истории русского государства – «Взятие Казани 2 октября 1552 года» и «Призвание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года»).
— Чем привлекает художника сюжет героического содержания?

Беседа о содержании и авторской идее позволит акцентировать внимание на художественных особенностях картины, то есть на ее композиции и живописных качествах. Прежде всего, обратите внимание детей на тот факт, что работа над исторической картиной почти всегда связана с изображением многофигурной сцены, а также некоего действия, что обязывает художника к изображению фигур в движении, в различных ракурсах, поворотах. В связи с этим особое значение в работе над исторической картиной приобретает композиция. Напомните детям значение понятия «композиция» (в переводе с латинского – составление, сочинение или построение) и рассмотрите особенности композиции исторического полотна Г. И. Угрюмова:
— расположение фигуры главного героя в центре композиции;
— выделение фигуры Яна Усмаря освещением, цветовым пятном (красный цвет драпирующей ткани), самым сильным движением, а также пространственно (свободное пространство первого плана);
— противопоставление фигур Яна Усмаря и огромного свирепого быка;
— противопоставление движений фигуры Яна Усмаря, изображенного в полный рост, в энергичном повороте, и фигуры упавшего воина на первом плане.

Отметив особенности композиционного построения картины, остановите внимание детей на мастерстве художника в рисунке фигуры человека и на эмоциональной выразительности движений и ракурсов (фигура Яна Усмаря –  сила, энергия, мужество, уверенность; фигуры воинов – испуг, ужас).
Таким образом, художественные особенности исторической картины Угрюмова направлены на выражение главной мысли автора и, следовательно, идеи произведения; это идея патриотизма, созвучная настроению русского общества в конце XVIII – начале XIX веков, прославление мужества и богатырской силы русского воина, его готовности постоять за честь и свободу Родины.

К.П. Брюллов. Последний день Помпеи. 1833. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

К.П. Брюллов. Последний день Помпеи. 1833. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

К. П. Брюллов. Последний день Помпеи

«Последний день Помпеи» Карла Павловича Брюллова – одна из самых значительных исторических картин в русской живописи. Знакомство с этим произведением дает возможность рассмотреть особенности творческого процесса, остановив внимание детей на некоторых этапах работы художника над историческим полотном. В частности, в ходе восприятия картины «Последний день Помпеи» дети получают первоначальные представления о том, каким образом художник работает с историческим материалом, а также о том, что такое эскиз, и какую роль он играет в процессе создания картины.

Беседу о картине «Последний день Помпеи» начните с изложения сюжета, расскажите об истории гибели города, об археологических раскопках, о музеях Помпеи (картина К. П. Брюллова изображает трагическую историю древнеиталийского города, погибшего 24 августа 79 года (почти 2 тысячи лет назад!) в результате внезапного и мощного извержения вулкана Везувий).
После того как дети узнали сюжет и в общих чертах рассмотрели картину, предложите им высказать свои впечатления и попытаться ответить на вопросы: каким образом была создана столь грандиозная, яркая и впечатляющая картина, и каким был путь художника от зарождения до полного воплощения художественного замысла?

Размышляя над ответом, дети выскажут различные гипотезы, к примеру:
— художник все это придумал;
— художник что-то знал (читал, слышал от других людей) об этом событии и эти знания использовал в работе над картиной;
— художник видел какие-то изображения – картины в музеях, иллюстрации в книгах, рассказывающие об этом событии, и, добавив к уже известному что-то свое, пофантазировав на эту тему, написал свою картину.

Обсуждая этот вопрос, можно показать детям дополнительный дидактический материал – фотографии открытой археологами Помпеи, экспонатов музеев Помпеи и др.

Расскажите о начальном этапе работы Брюллова над воплощением грандиозного замысла (весь процесс работы художника над картиной занял свыше 6 лет!).

Еще не сделав ни одного эскиза, художник начинает собирать исторический материал. Будучи в Италии, он посещает разрушенную Помпею, делает зарисовки с натуры.

С волнением читает и перечитывает Брюллов знаменитое письмо римского писателя Плиния Младшего своему другу историку Тациту: «Сколько удивительного и страшного мы пережили! Повозки, которым приказано было нас сопровождать, на совершенно ровном месте кидало в разные стороны… Черная страшная туча, которую прорывали в разных местах перебегающие огненные зигзаги, разверзлась широкими полыхающими полосами… Мать просит, уговаривает, приказывает, чтобы я бежал: для юноши это возможно; она, отягощенная годами и болезнями, спокойно умрет, зная, что не была причиной моей смерти. Я ответил, что спасусь только вместе с ней, беру ее под руку и заставляю прибавить шагу. Вокруг наступила ночь, не похожая на безлунную или облачную: так темно бывает только в запертом помещении при потушенных огнях. Слышны были женские вопли, детский писк и крик мужчин. Одни оплакивали свою гибель, другие гибель близких; некоторые в страхе перед смертью молили о смерти… Могу похвалиться: среди такой опасности у меня не вырвалось ни одного стона, ни одного жалкого слова; я только думал, что я гибну вместе со всеми и все со мной, бедным, гибнет: великое утешение в смертной участи».

Знакомство с археологическими материалом, с историческими и литературными памятниками помогло художнику представить картину гибели Помпеи в своем воображении и начать работу над первоначальными набросками будущей композиции.
Напомните детям понятие «композиция» и объясните, что такое эскиз.

Композиция – построение произведения, соотношение отдельных частей, образующих единое целое. Сочиняя картину, художник как будто строит ее. Поиск композиционного решения требует от художника большого напряжения ума, воли и чувства .

Эскиз (в переводе с французского – набросок) – первоначальный набросок будущей картины. Эскиз может быть как приблизительным наброском, так и более или менее проработанной живописной композицией. В эскизе намечаются основные детали и персонажи, их расположение на плоскости листа или холста, цветовые, светотеневые или ритмические акценты. В процессе работы может быть выполнено несколько эскизов, последовательно отражающих поиск художником композиционного и смыслового решения задуманного произведения.

К.П. Брюллов. Последний день Помпеи. Эскиз. 1828. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

К.П. Брюллов. Последний день Помпеи. Эскиз. 1828. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

К. П. Брюллов. Последний день Помпеи. Эскиз

Сравните живописный эскиз  и картину, чтобы показать, как в процессе работы изменился первоначальный замысел художника. Предложите детям рассказать о замеченных ими изменениях в авторском замысле.

В первоначальных набросках и эскизах Карл Брюллов стремится передать размах разразившейся катастрофы, ужас и смятенье бегущей толпы. Его потрясает бессмысленная гибель людей. В столкновении с разбушевавшейся стихией человек с его чувствами, помыслами, желаниями оказывается лишь игрушкой в руках слепого могучего рока!

Рассмотрите картину, обратите внимание на позы, жесты, движения и выражения лиц, которые свидетельствуют не только о страхе и отчаянии, но и о сострадании, о стремлении помочь друг другу. Заметьте, как, изображая человека в трагическую минуту его жизни, художник восторгается его духовной и физической красотой. В картине (в отличие от эскиза) человек предстает как «венец творения», как драгоценный алмаз, сверкающий всеми своими гранями, и в этом заключается идея картины К. П. Брюллова.

Итак, мы видели, как в процессе работы над исторической картиной постепенно меняется и находит свое оформление мысль художника. Взволнованный рассказ Плиния, созерцание помпейских развалин, возвышенное восприятие человека и могучее воображение определили творческий замысел, а работа над композицией помогла претворить его в жизнь.

Иногда художнику, начинающему работу над исторической картиной, недостаточно жизненных наблюдений, исторического материала и композиционных набросков. Перед ним возникает сложная задача: как можно более убедительно охарактеризовать отдельныхгероевкартины, передать всю неповторимость их внешнего облика и душевного состояния. В этом случае необходима работа над портретными этюдами.

В.Д. Поленов. Христос и грешница (Кто без греха?). 1888. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В.Д. Поленов. Христос и грешница (Кто без греха?). 1888. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В. Д. Поленов. Христос и грешница

Восприятие картины В. Д. Поленова «Христос и грешница» дает возможность познакомить детей с творческим процессом, связанным с работой над этюдным материалом.

Раскрывая понятие этюда и его роль в работе над исторической картиной, следует снова акцентировать внимание на содержательном аспекте картины и на ее отличиях от этюда.

Этюд (в переводе с французского – старание, изучение) – живописное или графическое изображение, выполненное с натуры. Этюды могут служить живописным или графическим материалом для будущей картины. Картина, в отличие от этюда, не является прямым отражением натуры. Она есть осмысленная и прочувствованная художником интерпретация явлений окружающей жизни.

В.Д. Поленов. Христос и грешница. Эскиз. 1873. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В.Д. Поленов. Христос и грешница. Эскиз. 1873. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Разность задач, которые решает художник, работая над этюдом и картиной, определяет и различие в способах работы. Если этюд пишется с натуры, часто на природе («натура» в переводе с латинского – природа), то картина – в мастерской, что создает условия для длительного творческого поиска.

Начиная беседу о картине Василия Дмитриевича Поленова, обратите внимание на тот факт, что в основе ее сюжета лежит евангельское событие: библейские сюжеты с давних пор были объектом внимания и интереса исторических живописцев.

Из мирной цветущей Галилеи Иисус приходит в Иерусалим – столицу древней Палестины. Здесь, когда он в окружении учеников проповедует у подножия храма, иудейские священники приводят к нему женщину, уличенную в прелюбодеянии. Народ, во исполнение закона, готов побить ее камнями.

Что скажет на это он, Иисус?..

Некоторое время он молчит, чертя что-то на земле. Затем отвечает: «Кто из вас без греха, первый брось в нее камень». Именно этот эпизод мы видим изображенным на картине.

А далее происходит неожиданное. Люди, «уязвленные совестью», расходятся, и Христос отпускает женщину со словами: «Я не осуждаю тебя. Иди и впредь не греши».

В Любви и Прощении Бог являет себя людям. В этом художник видит идею картины.

Приступая к работе над картиной, В. Д. Поленов совершает поездку в Египет и Палестину, делает несколько карандашных эскизов. В эскизах уже намечена общая композиция всей сцены, но нет еще ярко очерченных характеров, которые выражали бы глубокий смысл происходящего. Для этого необходима была работа над этюдами.

В.Д. Поленов. Кисть левой руки с вытянутым указательным пальцем. Этюд для картины «Христос и грешница (Кто без греха?)». Без даты. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В.Д. Поленов. Кисть левой руки с вытянутым указательным пальцем. Этюд для картины «Христос и грешница (Кто без греха?)». Без даты. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В.Д. Поленов. Голова молодого мужчины в синем покрывале. Этюд для картины «Христос и грешница (Кто без греха?)». Без даты. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В.Д. Поленов. Голова молодого мужчины в синем покрывале. Этюд для картины «Христос и грешница (Кто без греха?)». Без даты. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Рассматривая этюды к картине «Христос и грешница», напомните о задачах живописного этюда. Этюды, выполненные в период путешествия на Восток, необходимы были художнику для того, чтобы:
— «вжиться» в атмосферу библейского повествования, проникнуться его духом;
— создать в картине живые выразительные образы, исторически достоверную обстановку;
— почувствовать и передать в картине живописную красоту природы, архитектуры и человеческих типов

И.Е. Репин. Запорожцы. 1880–1891 гг. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

И.Е. Репин. Запорожцы. 1880–1891 гг. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

И. Е. Репин. Запорожцы. 1880–1891

Расскажите о роли, которую историческая картина играла в творчестве демократически настроенных художников 2-ой половины XIXвека, о понимании содержания и задач исторической живописи художниками круга передвижников.

Товарищество передвижных художественных выставок, просуществовавшее в России более 4 десятилетий, было создано в 1870 году. Главную свою задачу передвижники видели в том, чтобы средствами искусства отражать жизнь современного русского общества. Тема сословного неравенства, острая критика существующих порядков и сочувствие к простому народу были ведущими в их творчестве. Эти идеи были близки творчеству И. Е. Репина («Окружающая жизнь меня слишком волнует, не дает покоя, сама просится на холст…»)

Картина Ильи Ефимовича Репина «Запорожцы» – одна из самых ярких страниц в русской исторической живописи. Работа над картиной продолжалась более 10 лет (1880–1891).

Расскажите о сюжете картины.

Запорожские казаки пишут письмо турецкому султану Мухаммеду IV в ответ на ультиматум покориться ему, «брату Солнца и Луны», и перейти на службу к Оттоманской Порте – такова суть полулегендарного события XVIIвека, положенного Репиным в основу сюжета исторической картины. Текст этого дерзкого и полного народного юмора письма художник впервые услышал летом 1878года в Абрамцево, под Москвой, в доме промышленника и мецената С. И. Мамонтова. Обратившись к нему лишь через 2 года, он с увлечением отдался работе над полюбившейся темой.

Этот многолетний труд вобрал в себя все, что необходимо было для работы над исторической картиной:
— кропотливое изучение исторических документов, книг, общение с историком Д. И. Яворницким и знакомство с его трудами по истории Запорожской Сечи;
— путешествие по местам, где располагалась Сечь (близ города Днепропетровска на Украине), знакомство с потомками запорожских казаков, наблюдение их обычаев, характеров;
— многочисленные зарисовки, этюды с предметов старины, оружия, портретные наброски и живописные этюды;
— композиционные эскизы.Познакомив детей с сюжетом и историей создания картины, дайте им возможность внимательно и не спеша рассмотреть ее композицию и фигуры отдельных персонажей, предложите высказать свои впечатления по поводу увиденного.

Дайте психологическую характеристику каждому из персонажей:
— хитрый, лукавый писарь;
— умный и бесстрашный атаман Иван Серко с ястребиным взором серых глаз;
— суровый и мужественный казак с повязкой на раненой голове;
— могучим хохотом сотрясающий округу добродушный старик в белой папахе и красном кафтане, похожий на гоголевского Тараса Бульбу.

Предложите детям описать оттенки смеха, «услышать» голос каждого из запорожцев, почувствовать его связь с характером. Оцените высокое мастерство И. Е. Репина как портретиста-психолога, понадобившееся ему в работе над характеристикой персонажей исторической картины. Ведь все, что объединяет сочинителей послания – свободолюбие, дерзость, отвага, и что составляет неповторимый характер и темперамент каждого из них, – все это выражено в многообразных оттенках смеха.

Работа над исторической композицией, как правило, предполагает воплощение какой-либо важной для автора и для его современников значительной идеи. В связи с этим задайте детям вопрос: с какой целью Репин писал картину, и какую идею он стремился вложить в выбранный им исторический сюжет?

Так как идея картины во многом проявляется в отношении автора к изображенному событию, здесь уместно привести слова самого художника о казаках запорожской вольницы: «Никто во всем свете не чувствовал так глубоко свободы, равенства, братства».

Репина восхищала атмосфера запорожского братства, дух свободолюбия, который царил в Запорожской Сечи. Ему хотелось воплотить свое представление о запорожцах как о могучей непобедимой народной силе. В этом и заключается идея исторической картины.

Насколько удалось художнику передать идею картины, во многом зависит от выразительности художественно-образных средств – композиции, цветового решения, рисунка, освещения. Акцентируйте внимание детей, в первую очередь,на композиции картины, сравните ее с композицией ранее увиденных картин и отметьте ее особенности:
— принцип фрагментарности (изображение будто «срезано» справа и слева рамой картины);
— изображенная сцена придвинута «вплотную» к зрителю – так, что фигура облокотившегося на бочку запорожца на первом плане будто «выходит» из картины;
— смелый прием: три фигуры первого плана изображены со спины.

Спросите детей, что они думают по поводу замеченных особенностей, и с какой целью, по их мнению, И. Е. Репин выбрал такой принцип композиционного решения картины.

Напомните детям о том, что композиция картины является важным средством выражения творческого замысла. Для Репина важно было создать впечатление непринужденности сцены, ее жизненности и естественности. Этому впечатлению способствуют отмеченные композиционные приемы.

Важным выразительным средством живописного произведения является цвет. Отметьте особенности цветового решения: картина построена на отношениях ярких жизнерадостных сочетаний красного, зеленого, желтого. Рассматривая картину с точки зрения ее живописных качеств, дайте детям понятие фактуры (особенности красочной поверхности) и обратите внимание на ее отличие от красочной фактуры исторических полотен Г. И. Угрюмова и К. П. Брюллова: И. Е. Репину свойственно свободное письмо «а ля прима». Это значит, что краска положена на холст сразу, в один красочный слой. Густое широкое письмо открытым красочным мазком усиливает впечатление жизненной энергии, свойственной образам запорожцев.

Итак, суть исторической картины Репин видел, прежде всего, в том, чтобы отражать историю, жизнь и характер своего народа, показать его роль в истории своей страны и сделать это как можно ярче, убедительней, жизненней. Такое понимание задач и содержания исторической живописи свойственно было многим его современникам – художникам 2-ой половины XIX века, убеждения которых можно назвать демократическими.

А.П. Рябушкин. Московская улица XVII века в праздничный день. 1895. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

А.П. Рябушкин. Московская улица XVII века в праздничный день. 1895. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

А. П. Рябушкин

Историческая картина конца XIX столетия демонстрирует новое отношение художников к истории и историческому сюжету в живописи. В исторических картинах А. П. Рябушкина, В. А. Серова, Н. К. Рериха звучит ностальгическая нота, восхищение красотой и поэзией минувших эпох. Особенно привлекает художников старая допетровская Русь XVI–XVII веков. Однако, в отличие от художников XVIII века, их интересует не героика, а своеобразие быта, поведение, красота исторического костюма и аристократической среды. Другое отношение к истории определило и выбор сюжетов.

Предложите детям сравнить исторические сюжеты Угрюмова, Брюллова, Репина и Рябушкина и высказать свои впечатления по этому поводу.

А.П. Рябушкин. Едут (Народ московский во время въезда иностранного посольства в Москву в конце XVII века). 1901. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

А.П. Рябушкин. Едут (Народ московский во время въезда иностранного посольства в Москву в конце XVII века). 1901. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Рассмотрите вместе с детьми картины Андрея Петровича Рябушкина «Московская улица XVII века в праздничный день» и «Едут (Народ московский во время въезда иностранного посольства в Москву в конце XVII века)». Обратите внимание на историческую среду, костюмы, сюжетный мотив, на персонажей и их поведение и задайте вопрос: чем, по вашему мнению, интересны автору данные сюжеты?

А. П. Рябушкина, в отличие от Г. И. Угрюмова, К. П. Брюллова, И. Е. Репина и других исторических живописцев более ранних эпох, привлекает не героика, а бытовая сторона истории; он любуется красотой костюмов, его интересуют характерные особенности поведения людей прошлого, их лица, архитектурная и историческая среда старинного русского города. Причина такого взгляда на историю кроется не только в индивидуальности самого художника, но и в особенностях эпохи. Конец XIX столетия – время технического прогресса, бурного развития промышленности. И поэтому в искусстве того времени не случаен ностальгический взгляд в прошлое, поэтизация быта и нравов старой Руси.

Обратите внимание детей на декоративность живописи, гармоничность цветовых отношений в картинах Рябушкина, что еще более усиливает поэтичность исторического образа.

В.А. Серов. Петр Первый на псовой охоте. 1902. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В.А. Серов. Петр Первый на псовой охоте. 1902. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В. А. Серов
Петр Первый на псовой охоте. 1902
Выезд Екатерины II на соколиную охоту. 1902
Выезд императора Петра Второго и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту. 1900

Для исторической живописи конца XIX – начала XX веков характерны исполненные Валентином Александровичем Серовым иллюстрации к изданию Н. И. Кутепова «Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси». Это небольшие картины, выполненные темперой на картоне.

Так же, как и Рябушкина, Серова не интересуют какие-либо значительные события истории. В этих картинах не происходит ничего существенного. Что же в таком случае привлекает художника?

В.А. Серов. Выезд императора Петра Второго и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту. 1900. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В.А. Серов. Выезд императора Петра Второго и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту. 1900. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В.А. Серов. Выезд Екатерины II на соколиную охоту. 1902. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В.А. Серов. Выезд Екатерины II на соколиную охоту. 1902. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Чтобы ответить на этот вопрос, внимательно изучите сюжеты всех трех картин и предложите детям составить небольшие рассказы, иллюстрациями к которым могли бы быть эти картины. В каждом из рассказов акцентируйте внимание на характерных сюжетных деталях, например: Петр I хохочет над свалившимся с коня неуклюжим боярином; стареющая Екатерина, повернув голову, с улыбкой поглядывает на своего очередного фаворита, сопровождающего императрицу верхом; Елизавета и Петр II смотрят на повстречавшихся на размытой дороге нищих путников. Постарайтесь почувствовать ироническое отношение художника к своим героям и к той ситуации, в которой он их изображает. Для Серова важен не исторический конфликт, а дух времени. Он не размышляет, не анализирует историческую ситуацию, а любуется стилем эпохи, который замечает в характерных деталях сюжета и пейзажного мотива, в красоте костюма, в особенностях поведения исторических персонажей.

Такое своего рода эстетское отношение художника к истории усиливается изысканностью живописи, основанной на тонких сочетаниях неярких тонов – серебристо-серых, розовых, бледно-зеленоватых.

Начало XX столетия – одна из самых трагических страниц мировой истории. В России это время трех революций и двух войн, одна из которых – Первая мировая (1914–1918 гг.). «Невиданные перемены, неслыханные мятежи» – так сказал об этой эпохе поэт Александр Блок. Проблемы войны и мира, добра и зла, жизни и смерти волнуют художников. Размышляя об этом, они обращаются к истории, философии, религии. Историческая картина часто приобретает аллегорическое, философское звучание.

Н.К. Рерих. Прокопий Праведный за неведомых плавающих молится. 1914. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Н.К. Рерих. Прокопий Праведный за неведомых плавающих молится. 1914. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Н. К. Рерих. Прокопий Праведный за неведомых плавающих молится. 1914

Такова историческая живопись Николая Константиновича Рериха. В годы Первой мировой войны художник создал цикл картин, героями которых стали почитавшиеся на Руси святые – Пантелеймон-целитель, Сергий Радонежский, Борис и Глеб, Прокопий Праведный. Рассказывая об их жизни, делах, Рерих обращается через их образы к людям с идеями любви и добра, с призывами к миру.

Народные предания окружили когда-то реально существовавшего юродивого Прокопия ореолом святости. Его преданность родному городу, заботы о Великом Устюге вошли в легенды и сказания, сохранившись в памяти народной.

Рерих изобразил Прокопия Праведного мудрым старцем, сидящим на берегу реки. На доброе плавание благословляет он плывущие по ней корабли. Мир в картине художника полон тишины, покоя, любви и гармонии.

Спросите детей: какими выразительными средствами автор добился этого впечатления? Проанализируйте цветовой строй и композицию картины:
— колорит картины построен на цветовом контрасте (синий и оранжевый, фиолетовый и желтый); тем не менее цветовые сочетания не кажутся грубыми, резкими – они смягчены промежуточными полутонами и гармоничны;
— в композиции картины преобладают мягкие, певучие ритмы, основанные на плавных горизонталях.

Отметьте, что небольшие размеры исторической картины Н. К. Рериха, особенно в сравнении с картинами художников XVIII – 1-ой половины XIX веков (Г. И. Угрюмова, К. П. Брюллова), отнюдь не снижают впечатления торжественности и монументальности.

Заключение

Завершая экскурсию, вспомните имена исторических живописцев, картины которых дети увидели в залах музея, и проведите заключительную беседу о содержании и задачах исторической живописи.

1) Историческая картина изображает знаменательное событие, которое оставило след в истории отдельного народа (государства) или в истории всего человечества.

2) Историческая картина – это, как правило, сложная композиция, требующая от художника длительной непрерывной работы.

3) Работа над исторической картиной включает изучение исторического материала (исторических фактов, документов, воспоминаний современников и др.), создание эскизов, композиционных набросков, этюдов.

4) Огромную роль в работе над исторической картиной играет творческое воображение художника, его способность «увидеть» мысленным взором и эмоционально пережить то, что он хочет изобразить в исторической картине.

5) Изображая историческое событие, художник всегда выражает собственное отношение к нему, что проявляется в композиции, цветовом решении, в живописной манере, то есть в художественной форме живописного произведения.

6) Историческая картина всегда содержит некую важную для художника и для зрителя мысль (идею); воплощение этой идеи всеми доступными живописцу средствами становится на время смыслом и содержанием его жизни (можно вспомнить, например, путешествия И. Е. Репина в Запорожье и В. Д. Поленова в Палестину и Египет).

7) Историческая картина, как правило, отражает идеи эпохи, мысли, чувства, представления не только автора, но и многих его современников.

Тэг: exkursii