Материалы

Иконы в музее

Введение

Экскурсионное занятие на экспозиции древнерусского искусства для учеников 4-х классов, изучающих в общеобразовательной школе предмет «Основы религиозных культур и светской этики».

Методическая разработка: Алексей Григорьевич Бойко, канд. иск. (Вариативность проведения экскурсионного занятия достигнута благодаря предложениям старшего научного сотрудника музея Нины Андреевны Алексеевой, учтенным в данной разработке)

Аудитория и цель экскурсии:

Экскурсия «Иконы в музее» адресована ученикам 4-х классов, изучающим основы православной культуры в соответствие с государственной программой для общеобразовательных учреждений (С 2012 г. во всех школах России введён новый обязательный предмет для изучения в 4 классе «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). Он преподается в соответствие с государственной образовательной программой, построенной по модульному принципу, и учебно-методическим комплексом, рекомендованным Министерством образования и науки РФ. Школьники получили право изучить один из образовательных модулей в зависимости от выбора семьи.). Изучение образовательного модуля «Основы православной культуры» охватывает в Санкт-Петербурге и Ленинградской области все более значительное число общеобразовательных школ, классов, учащихся.

Цель экскурсии: содействовать освоению учащимися начальных классов духовно-нравственных, эстетических ценностей православия и зрительской музейной культуры.

Задачи экскурсии:

  • музейно-педагогическими средствами содействовать изучению основ православной культуры в 4 классе общеобразовательной школы;
  • расширить представление обучающихся об отражении в изобразительном искусстве таких ценностей как добро, любовь к ближнему, справедливость, трудолюбие, долг и ответственность, семья; способствовать освоению младшими школьниками этих ценностей;
  • обогатить опыт восприятия и понимания учениками музейных предметов и музейного пространства;
  • формировать у обучающихся навыки диалога об искусстве в среде художественного музея;
  • обогатить словарный запас и развивать коммуникативные навыки учеников.

 

Содержание образовательного модуля «Основы православной культуры» и экскурсия «Иконы в музее».
Основное содержание модуля включает в себя следующие вопросы:

 

 

  • Россия — наша Родина.
  • Введение в православную духовную традицию.
  • Особенности восточного христианства.
  • Культура и религия.
  • Во что верят православные христиане.
  • Добро и зло в православной традиции.
  • Золотое правило нравственности.
  • Любовь к ближнему.
  • Отношение к труду.
  • Долг и ответственность.
  • Милосердие и сострадание.
  • Православие в России.
  • Православный храм и другие святыни.
  • Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники.
  • Христианская семья и её ценности.
  • Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

В целом, учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10–11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Таким образом, и в содержании предлагаемой экскурсии обращение к нравственным ценностям икон будет занимать ведущее место, играя роль необходимого контекста для постановки вопросов о своеобразии символики и изобразительного языка иконописи.

Экскурсионное занятие «Иконы в музее» в многоуровневом изучении древнерусского искусства на основе образовательных программ Русского музея имеет пропедевтический характер по отношению к занятиям на экспозиции древнерусского искусства в 6 и 7 классах, организуемых в поддержку курса отечественной истории в общеобразовательной школе. Именно после освоения учащимися представлений о формировании и развитии Древнерусского государства и Московской Руси, культуры соответствующих периодов, у музейных педагогов появляется основание для рассказа об историческом пути русской иконописи, от формирования ее общих черт – к проявлению ее особенностей в таких ведущих центрах Руси как Новгород, Псков, Москва.

Таким образом, отдавая приоритет историко-художественному подходу к искусству русского средневековья на занятиях с учениками 6, 7-х классов, рекомендуется на экскурсии с учащимися 4-х классов основное внимание сосредоточить на следующих вопросах:

 

 

  • в чем состоит назначение иконы (повторение знаний, полученных на уроках ОРКСЭ);
  • каким образом иконы появились в музеях, и почему им в музее хорошо живётся (климат, реставрация);
  • как православному человеку воспринимать иконы в музее (уместно ли креститься, молиться, целовать иконы);
  • почему на экспозиции в Русском музее мы видим не только древнерусское искусство, а шире – средневековое искусство восточного христианства (иконы из Византии);
  • какие персонажи из Ветхого и Нового заветов представлены в иконах на экспозиции (ветхозаветные пророки Самуил и Соломон; Иоанн Креститель, Христос, Богоматерь);
  • что собой представляет и в чем проявляется символический язык древнерусских икон;
  • о каких нравственных ценностях свидетельствуют иконы, их образы и процесс их создания.

Постановка всех вопросов должна осуществляться на понятном для детей уровне, быть непосредственным продолжением занятий в школе, помогать усваивать особенности музейного отношения к памятникам древнерусского искусства.

Рекомендуемое время экскурсионного занятия: 45–50 минут.

Маршрут экскурсионного занятия: 

Знаком * отмечены экспонаты, к которым привлекается особое внимание учащихся; иные, указанные в маршруте экспонаты, рассматриваются во взаимосвязи с опорными экскурсионными объектами. 

Вводная часть экскурсионного занятия (остановки №№1–3):
       1. Парадные сени
       2. Парадная лестница, угловая площадка
       3. Парадный лестница, второй этаж

Часть I. Ветхозаветные и новозаветные образы любви, веры, справедливости (остановки №№ 4–7):
       4. Богоматерь Умиление («Белозерская»).* Первая половина XIII в. (Зал № 1)
       5. Пророк Самуил.* Фреска. Ок. 1112 г. Из Михайловского златоверхого монастыря в Киеве (Зал № 1)
       6. Святой Иоанн Предтеча, из Деисусного чина.* 1387–1395 гг. Константинополь (Зал № 1)
       7. Воскрешение Лазаря.* Конец XIV – начало XV в. Византия (Зал № 1)

Часть II. Образы победы Добра над Злом и духовной защиты людей (остановки №№ 8–10):
       8. Чудо Святого Георгия о змие.* Вторая половина XV в. Новгород. Из церкви с. Манихино Ленинградской области (Зал № 2)
       9. Святой Дмитрий Солунский. XV век. Псков; Святой Николай Чудотворец, с житием.* Вторая половина XIV в.; «Чудо от иконы «Богоматерь Знамение» (Битва новгородцев с суздальцами). Первая половина XVI века. Новгород (Зал № 2)
       10. Святые Николай Чудотворец и Георгий. Начало XV в. Москва (Зал № 3)

Часть IIIУкрепление веры и христианский труд (остановки №№ 11–15):
       11. Апостол Петр и апостол Павел.* 1408. Иконы из Деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире (Зал № 3)
       12. Дионисий и мастерская. Уверение Фомы.* Около 1500 г. (Зал № 3)
       13. Троица ветхозаветная.* Середина XVI века. Новгород (Зал № 3)
       14. Дионисий и мастерская. Богоматерь Одигитрия. Около 1502–1503 гг. (Зал № 4)
       15. Дионисий и мастерская. Сошествие во ад.* Около 1502 (Зал № 4)

Часть IVИконы в музее: хранение, показ, реставрация (остановки №№ 16–17):
       16. Витрина в центре зала (оборудование старинного Древлехранилища в Русском музее) (Зал № 4)
       17. Пророк Соломон.* Середина XV в.; другие иконы из иконостаса Спасо-Преображенского собора в Твери (Зал № 4)

 

 

 

 

Вводная часть экскурсионного занятия

Парадные сени. Цель экскурсионного занятия, его связь с изучением предмета «Основы религиозной культуры и светской этики». Общее впечатление, дворец великого князя Михаила Павловича – Михайловский дворец.

Парадная лестница, угловая площадка. Классическая красота интерьера, античные боги и герои на плафоне. Основание музея во дворце (мраморная памятная доска).

Парадная лестница, второй этаж. Христианские ценности в Михайловском дворце: дворцовая церковь; иконы в личных покоях владельцев дворца; древлехранилище в Михайловском дворце Русского музея; иконы – дары музею от царя и монастырей.

Методические советы:
Обратите внимание экскурсантов на цель начинающегося занятия и важные условия его проведения: предстоит вспомнить то, чему уже научились ребята в школе; сосредоточенно всматриваться в иконы – изображения, на протяжении столетий помогавшие людям в их непростой, трудной жизни; иногда переключать внимание на электронные картинки, которые позволят лучше понять музейные экспонаты. Уточните понимание детьми значения слова «экспонат».
Важно сформировать представление о том, что во дворце, в парадных помещениях которого нас встречают изображения античных героев и богов, с первых же дней его существования находились также образы Христа, Богоматери, святых. Великий князь Михаил Павлович и другие хозяева Михайловского дворца были верующими людьми, во дворце была домашняя церковь – церковь Архистратига Михаила при Михайловском дворце.

Справка для музейного педагога: 
Храм освящен 30 августа 1825 г. Площадь зала домовой церкви — 167,67 кв. м. Стены и иконостас были покрыты белым искусственным мрамором, на котором А. К. Виги написал иконы. На резных аналоях с изображениями  херувимов  по углам находятся иконы  Спасителя и Божией Матери, работы В.Л. Боровиковского. Интерьер храма расписывали Б. Медичи и П. Скотти. Запрестольный образ «Положение во гроб» был написан Н. Монти. Существующая ныне фигурно-орнаментальная роспись (изображения евангелистов, херувимов, изречений, символов евангелистов и пр.) и лепка с элементами золочения выполнены при обновлении церкви в 1857-1859 годах. Великому князю Михаилу Павловичу в 1851 году были подарены также 4 иконы в дорогих окладах с драгоценными камнями.
Великая княгиня Елена Павловна после смерти мужа этим парадным храмом не пользовалась, а устроила в своих покоях небольшую церковь с походным иконостасом, которая была освящена 18 декабря 1851 года во имя святой Елены.

В Русском музее, открытом в 1898 году, было тогда же обустроено Отделение христианских древностей, а в 1914 году – Древлехранилище памятников русской иконописи и церковной старины. Иконы и другие предметы для древлехранилища были переданы Русскому музею царём, монахами, светскими коллекционерами. Разберите с ребятами слово «древлехранилище». Обратите внимание на смысл этого слова: хранить древности и свяжите его с главной задачей музея. Попросите в конце экскурсии ответить на вопрос: «можно ли сегодня так назвать осмотренные нами залы Русского музея?». Учеников следует подвести к выводу, что в музее иконы существую столь же органично как в доме и храме. Объясните, почему в музее верующему человеку во время занятия не надо молиться, креститься, обращая взгляд на иконы, и целовать их. Сейчас мы общаемся друг с другом, чтобы лучше узнать и понять иконы, а молитва, жест благословения (крест) и  целование иконы – неотъемлемая часть обращения человека к богу, чему соответствуют иные условия.

Церковь Архистратига Михаила в Михайловском в дворце. Фотография. 1900

Церковь Архистратига Михаила в Михайловском в дворце. Фотография. 1900

Обратите внимание на царские врата, иконостас, свечи.

Церковь Архистратига Михаила в Михайловском дворце. Фотография. Современный вид

Церковь Архистратига Михаила в Михайловском дворце. Фотография. Современный вид

Церковь Архистратига Михаила в Михайловском дворце. Фотография. Современный вид.

Церковь Архистратига Михаила в Михайловском дворце. Фотография. Современный вид.

В зале Отделения христианских древностей. М.П. Боткин, М.К. Тенишева, Л.С. Бакст, А.Н. Бенуа

В зале Отделения христианских древностей. М.П. Боткин, М.К. Тенишева, Л.С. Бакст, А.Н. Бенуа

В зале экспозиции Древлехранилища. 1914

В зале экспозиции Древлехранилища. 1914

Обратите внимание на стойки ограждения, музейную экспозицию (несколько царских врат на стене). Чем заняты люди? – Обсуждают произведения искусства. Для группы высокого уровня подготовленности: фотография сделана в закрытом для посетителей музее (обсуждение произведений, находящихся на полу).

Обратите внимание на обилие икон в музее и декоративно расположенные светильники.

Часть I. Ветхозаветные и новозаветные образы любви, веры, справедливости

Зал № 1

Богоматерь Умиление («Белозерская»). Материнская и сыновняя любовь. Судьба Христа и «радостопечалие» в иконописном образе. Пропорции фигур, соотношение деталей и целого, нимбы как средства выразить божественную природу изображенного. Большие размеры иконы (роль иконы во впечатлении от храма; труд иконописца). Христос и Богоматерь – центральные фигуры христианской веры. Краткое визуальное сопоставление с иконой «Богоматерь Владимирская», чтобы подчеркнуть значение образа Умиление.

Богоматерь Умиление «Белозерская». Первая половина XIII в. Русский музей, Санкт-Петербург

Богоматерь Умиление «Белозерская». Первая половина XIII в. Русский музей, Санкт-Петербург

Пророк Самуил. Фреска (живопись на стене), свидетельствующая о том, что на стенах православного храма были представлены персонажи Ветхого Завета. Пророк Самуил – судья, обеспечивавший справедливость в жизни древнего еврейского народа. Выполняя волю бога, возвел на царство первых царей: Саула, а затем, когда тот стал править недостойно, Давида.

Пророк Самуил. Фрагмент фрески Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве. Около 1112. Русский музей, Санкт-Петербург

Пророк Самуил. Фрагмент фрески Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве. Около 1112. Русский музей, Санкт-Петербург

Святой Иоанн Предтеча. Пророк, соединивший Ветхий и Новый Завет. Представления о Предтече и Крестителе. Внимание к жесту. Икона из Константинополя, столицы Византии – государства, в котором сложились основы восточного христианства.

Воскрешение Лазаря (икона византийского письма). Из Византии на Русь пришла христианская вера, сюжеты и образы икон. Образ святого Лазаря – воскресение как воздаяние за несокрушимую веру в бога. Забота сестер о брате. Символическое значение золотого фона.

Методические советы.
Данная часть экскурсионного занятия проходит в зале №1, наиболее востребованном экскурсиями среди первых залов музея. В случае одновременной работы с другими группами экскурсантов возможно начать общение с изображений пророков Самуила и Иоанна Предтечи, затем перейти к иконе «Воскрешение Лазаря» и завершить ознакомление с залом у иконы «Богоматерь Умиление». Следует учесть, что основной маршрут в гораздо большей степени отвечает специфике данной экскурсии и  логике освоения экспозиции.
Узнайте, насколько ученики владеют представлениями о восточном христианстве, известно ли им о Византии. Учитывая, что понятие «восточное христианство» закреплено в государственной программе предмета «Основы религиозной культуры и светской этики», подчеркните, что не случайно первые увиденные нами иконы и фреска – византийского письма. Их происхождение напоминает о роли Византии в утверждении восточного христианства.

В трактовке названных икон начинается работа над важнейшими внутренними темами экскурсионного занятия: высшие человеческие ценности в христианском искусстве (вера, любовь, сострадание) и символический язык христианского искусства (фон, нимб, пропорции).

Обратите внимание на единство образной сути в иконах «Богоматерь Умиление» и на несходство красок, колорита.

Богоматерь Владимирская. Византия. Храм-музей Святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее

Богоматерь Владимирская. Византия. Храм-музей Святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее

Обратите внимание на то, что храм построен заново, поэтому не выглядит таким древним как фреска из собрания Русского музея.

Cобор Михаила Архангела Михайловского Златоверхого Монастыря

Cобор Михаила Архангела Михайловского Златоверхого Монастыря

Обратите внимание на то, что современная наука (археология) часто совершает находки и открытия по следам Ветхого и Нового Заветов.

Пещера святого Лазаря в Вифании

Пещера святого Лазаря в Вифании

Часть II. Образы победы Добра над Злом и духовной защиты людей

Зал № 2

Чудо Святого Георгия о змие.* Победа добра над злом. Значение красного и белого цветов. Красота образа – красота мира, созданного богом и очистившегося от греха. Символическое значение уплощенности изображения (главный подвиг святого Георгия после его земной казни). Герб России в прошлом и настоящем.

Чудо Святого Георгия о змие. Вторая половина XV в. Новгород. Русский музей, Санкт-Петербург

Чудо Святого Георгия о змие. Вторая половина XV в. Новгород. Русский музей, Санкт-Петербург

Святой Дмитрий Солунский. XV век. Псков. Представлен в облике православного воина – защитника и христианского мученика, принявшего смерть за веру. Святой Николай Чудотворец, с житием. XIV век. Воин, покровитель земледельцев на Руси и епископ, покровитель мореплавателей, путешественников – защитник русских людей. Популярность образа на Руси. «Чудо от иконы «Богоматерь Знамение» (Битва новгородцев с суздальцами). Образ Богородицы – защитницы русского воинства.

Святой Дмитрий Солунский. XV в. Псков. Русский музей, Санкт-Петербург

Святой Дмитрий Солунский. XV в. Псков. Русский музей, Санкт-Петербург

Зал № 3

Святые Николай Чудотворец и Георгий.* Воин, покровитель земледельцев на Руси и епископ, покровитель мореплавателей, путешественников – защитники русских людей.

Методические советы к остановкам.
Икона «Чудо Святого Георгия о змие» позволяет решить комплекс задач: создать условия для переживания красоты иконописного образа; привлечь внимание к победе Добра над Злом (одна из центральных идей во всех основных религиях мира); продолжить знакомство с символическим языком иконописи (уплощенность, эстетическая роль и духовные значения цвета, мастерство и смысл композиции). Икона была спасена сотрудниками Русского музея от утраты, когда ее перевезли из села Манихино Ленинградской области.Иконы «Святой Дмитрий Солунский», «Святой Николай Чудотворец», «Чудо от иконы “Богоматерь Знамение” (Битва новгородцев с суздальцами)» могут быть показаны обзорно. Обратите внимание на роль святых заступников и защитников в жизни русских людей. Более подробно знакомство с этими выдающимися памятниками древнерусского искусства предусмотрено в ходе занятий с учащимися основной школы.Последующее обращение к иконе «Святые Николай Чудотворец и Георгий» позволит кратко выразить мысль о святых – заступниках русских людей. Подчеркните, что святые Георгий и Николай прославились своим служением богу в других землях, почитаются по всему свету, однако пользуются на Руси особым почитанием, о чем свидетельствует даже особое их именование в народе: Никола, Егорий.

Святые Николай Чудотворец и Георгий. Начало XV в. Москва. Русский музей, Санкт-Петербург

Святые Николай Чудотворец и Георгий. Начало XV в. Москва. Русский музей, Санкт-Петербург

Часть III. Укрепление веры и христианский труд

Зал № 3

Андрей Рублев с помощниками. Апостолы Петр и Павел.* Иконы – часть большого иконостаса, появившегося именно в то время, когда они были написаны. Образ апостола Петра: отступник, затем укрепившийся в вере и укрепивший веру многих и многих людей. Утверждение в вере апостола Павла. Многочисленные послания Павла общинам и отдельным людям составляют значительную часть Нового Завета и являются одними из главных текстов христианского богословия. Имена св. апостолов Петра и Павла в Петербурге. Труд Андрея Рублева, причисленного в ХХ веке к лику святых.

А. Рублев и мастерская. Апостол Петр. Около 1408. Москва. Русский музей, Санкт-Петербург

А. Рублев и мастерская. Апостол Петр. Около 1408. Москва. Русский музей, Санкт-Петербург

А. Рублев и мастерская. Апостол Павел. Около 1408. Москва. Русский музей, Санкт-Петербург

А. Рублев и мастерская. Апостол Павел. Около 1408. Москва. Русский музей, Санкт-Петербург

Дионисий и мастерская. Уверение Фомы.* От недоверия к вере. В изображении ничто не напоминает о страдании и боли, оно свидетельствует о возможности преодолеть сомнения и страдания.

Дионисий и мастерская. Уверение Фомы. Около 1500. Русский музей, Санкт-Петербург

Дионисий и мастерская. Уверение Фомы. Около 1500. Русский музей, Санкт-Петербург

Троица ветхозаветная.* Библейский сюжет. Ветхий и Новый завет. Тема единения страны. Сергий Радонежский в русской культуре. Укрепление в вере, любовь и уважение к Отечеству в судьбе России.

Троица ветхозаветная. Середина XVI века. Новгород. Русский музей, Санкт-Петербург

Троица ветхозаветная. Середина XVI века. Новгород. Русский музей, Санкт-Петербург

Зал № 4

Дионисий и мастерская. Богоматерь Одигитрия. Труд Дионисия с сыновьями и помощниками. Отцовская и сыновняя любовь иконописцев в единстве с их любовью к богу.

Дионисий и мастерская. Богоматерь Одигитрия. Около 1502. Из иконостаса церкви Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Русский музей, Санкт-Петербург

Дионисий и мастерская. Богоматерь Одигитрия. Около 1502. Из иконостаса церкви Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Русский музей, Санкт-Петербург

Дионисий и мастерская. Сошествие во ад.* Особенностью иконы Дионисия является подробное изображение и письменное обозначение человеческих добродетелей и пороков: «Вражда», «Горесть», «Истление», «Отчаяние», «Неразумение», «Ненависть» и  др.

Методические советы.
В данной части экскурсионного занятия актуализируйте знания детей об апостоле Петре, иконостасе, а также помогите им понять значение трудной и радостной работы иконописца. Обратите внимание на то, чо Дионисий работал вместе с сыновьями, и это был своего рода семейный подвиг во имя любви к Богу. (В Ферапонтово в соборе собора Рождества Богородицы сохранилась надпись: «А писцы Дионисие иконник с обоими чады. О владыко Христос всех царю, избави их господи мук вечных»).Продолжите работу над внутренними темами экскурсионного занятия: высшие человеческие ценности в христианском искусстве (вера, трудолюбие, семья) и символический язык христианского искусства (иконостас, символика жеста).

Дионисий и мастерская. Сошествие во ад. Около 1502. Ферапонтов монастырь. Русский музей, Санкт-Петербург

Дионисий и мастерская. Сошествие во ад. Около 1502. Ферапонтов монастырь. Русский музей, Санкт-Петербург

Обратите внимание на стройность собора, устремленность вверх и спокойный величавый объем.

Владимир Успенский собор

Владимир Успенский собор

Часть IV. Иконы в музее: хранение, показ, реставрация

Зал № 4

Витрина в центре зала. Зал, в котором было оборудовано Древлехранилище при открытии Русского музея. Старинная витрина, «помнящая» открытие музея более 115 лет тому назад. Музей как место хранения, защиты и лечения икон. Современный аппарат, поддерживающий нужную температуру и влажность в зале.

Пророк Соломон. Царь, персонаж Ветхого Завета, прославленный милосердием и справедливостью. «Соломонов суд». Пример сбережения и реставрации памятника древнерусского искусства.

Пророк Соломон. Середина XV в.

Пророк Соломон. Середина XV в.

Методические советы к остановкам №№ 13–14
Последняя часть занятия позволяет вернуться к началу разговора с учениками о роли музейного существования икон. Обратите внимание, что комплекс произведений из Твери расположен на стене таким образом, чтобы напомнить об иконостасе в храме, не претендуя на его реконструкцию. Актуализируйте знания детей о пророке Соломоне, завершая работу на внутренней темой занятия «высшие человеческие ценности» (справедливость, милосердие).


Дома, в музее и храме человек ведет диалог с теми высшими духовными, нравственными ценностями, приобщение к которым позволяет ему полнокровно и достойно прожить жизнь.