Образование и культурные индустрии – улица с двухсторонним движением

Образование и культурные индустрии – улица с двухсторонним движением

Гордин В.Э., профессор департамента менеджмента
НИУ ВШЭ, Санкт-Петербург,
заведующий Лабораторией экономики,
 доктор экономических наук.
Пеклеванная М.В., ведущий инженер
НИУ ВШЭ, Санкт-Петербург

Проблемы взаимодействия культурных индустрий и сферы образования в последние годы приобрели особую актуальность. Это обусловлено рядом факторов:

  1. Изменением социальной роли сферы образования в обществе; формирование системы lifelong learning как инструмента освоения не только профессионально ориентированной информации в виде знаний и умений, но информации, позволяющей людям в наилучшей степени социализироваться на различных этапах жизни.
  2. Резко ускоряющимся объёмом и форматом информации, которую необходимо донести до потребителя, правильно освоить её и научиться максимально эффективно использовать.
  3. Изменением характера донесения и восприятия информации, позволяющим придать данному процессу характер не только и не столько трудовой деятельности, но и развлекательной, игровой, соревновательной.
  4. Постоянным развитием и обогащением всего спектра продуктов культурных индустрий, нацеленных на выполнение разнообразных социальных функций.
  5. Активным взаимопроникновением и взаимообогащением культурных отраслей и традиционных отраслей сферы культуры; появлением практически во всех организациях и учреждениях традиционной сферы культуры тех или иных подразделений, осуществляющих деятельность максимально приближённую к деятельности культурных индустрий.
  6. Кардинальным изменением требований к работникам учреждений традиционных отраслей культуры и культурных индустрий, обуславливающим новые вызовы с их стороны к сфере образования.
  7. Острой потребностью в использовании инструментов создания и донесения продуктов культурных индустрий до всех без исключения организаций и учреждений сферы образования, как наиболее эффективного способа подготовки новых кадров и адаптации к изменяющимся условиям существующих кадров культурных индустрий. Это подразумевает опору на продукцию культурных индустрий в рамках разработки как контентной части, так и «упаковки» данной продукции, для использования ее в образовательном процессе.

Описанные выше основные факторы предопределяют новый характер взаимодействия сферы образования и культурных индустрий. Это выражается в следующем:

  1. Сфера образования становится одним из важнейших заказчиков продукции культурных индустрий. Именно эмоционально окрашенные и технически совершенные продукты культурных индустрий являются в настоящее время важным элементом не только контента современного образования, но и формата донесения самых различных знаний, навыков и умений до потребителя.
  2. Сфера образования диверсифицирует формы получения знаний и умений для различных профессиональных и социально-демографических групп населения на основе широкого внедрения продуктов культурных индустрий, необходимых для эффективного осуществления профессиональной деятельности, требований которые чрезвычайно быстро меняются практически по всему кругу профессий, а также к освоению разнообразных социально-культурных навыков и практик, позволяющих человеку успешнее социализироваться в быстро меняющемся обществе.
  3. Взаимодействие культурных индустрий и сферы образования различается в отношении будущих работников организаций и учреждений культурных индустрий и существующих. Эта разница обусловлена не только чисто возрастными отличиями, но и тем, как в последние годы идёт процесс формирования профессиональных и социальных навыков и умений у молодого поколения. Следует отметить, что, несмотря на такие положительные черты основной массы лиц молодого возраста как высокая гибкость в отношении возникающих обстоятельств, высокий уровень креативности, восприимчивости к нововведениям, адаптации к новому коллективу и условиям труда, лицам данного поколения достаточно часто присуще относительно низкий уровень фундаментальной гуманитарной подготовки. В то же время, действующим работникам среднего и старшего поколения присуще не только хорошая фундаментальная гуманитарная подготовка, накопленные навыки и большое число связей и деловых контактов, но и более низкий, нежели у молодого поколения уровень креативности, восприимчивости к нововведениям, гибкости в отношении возникающих обстоятельств.
  4. Современная сфера образования не только воспроизводит и распространяет ранее накопленные знания, но и сама активно создает на основе разнообразных научных и прикладных исследований новые знания и компетенции, необходимые, в том числе, в наиболее быстро развивающихся отраслях, к которым относятся культурные индустрии. Данное обстоятельство обуславливает важнейший водораздел между современными, нацеленными на перспективу организациями и учреждениями сферы образования, осуществляющими реально креативную, созидательную деятельность, и учреждениями образования, нацеленными на сохранение и воспроизводство накопленной ранее информации, знаний, навыков и умений.
  5. Быстрое развитие культурных индустрий ставит перед сферой образования задачи не просто накопления и распространения информации об имеющихся культурных продуктах, культурных ценностях и практиках, но и постоянное участие организаций и учреждений сферы образования в «предвидении» новых тенденций, направлений развития, проблемных зон и перспективных направлений. Речь, по существу, идет о том, что сфера образования может соответствовать требованиям культурных индустрий только в том случае, если она сама будет включать те или иные форматы или структурные подразделения в виде культурных индустрий или, что в ближайшее время станет, по нашему мнению, массовым явлением, сфера образования должна будет стать одной из отраслей культурных индустрий. Это примет характер придания многим образовательным процессам «индустриального» характера, основанного в то же время на культурном фундаменте.

За последние годы принципиальным образом изменился состав продуктов культурных индустрий, который может быть использован тем или иным образом в различных форматах образовательного процесса.

На наш взгляд, к таким продуктам могут быть отнесены:

  1. Онлайн курсы;
  2. Электронные базы знаний, библиотеки, книги и аудиокниги;
  3. Вебинары;
  4. Онлайн семинары;
  5. Образовательные тренажёры;
  6. Мобильные приложения;
  7. Компьютерные (онлайн) игры, киберспорт;
  8. Видео-ролики (включая вирусные видео);
  9. Электронные газеты и новостные порталы;
  10. Аудио гиды;
  11. Чат-боты;
  12. Инсталляции;
  13. Перформансы;
  14. Квесты;
  15. Телевизионные передачи.

Основными выводами нашего доклада являются:

  1. Культурные индустрии предъявляют к сфере образования принципиально новые требования в части профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, а также социально-культурной адаптации различных групп населения.
  2. Сфера образования должна осознать и активнее использовать продукцию культурных индустрий в процессе формирования образовательных стандартов всех уровней обучения, а также по согласованию с работодателями общекультурной составляющей внедряемых в настоящее время профессиональных стандартов.
  3. Сфера образования должна обратить особое внимание на «не стандартизируемую» часть образовательного процесса в рамках lifelong learning, создавая образовательные продукты на базе социокультурных элементов, позволяющих обеспечить лучшую социально-профессиональную адаптацию лицам среднего и старшего возраста.
  4. Сфера образования в рамках научно-исследовательской и прикладной деятельности должна обеспечить процесс перманентных перспективных разработок основных направлений развития культурных индустрий. Это позволит в максимально короткие сроки донести новейшие перспективные разработки до сотрудников культурных индустрий и традиционных организаций и учреждений культуры.
  5. Культурные индустрии должны расширить информационное обеспечение сферы образования новейшими разработками в части запросов на подготовку кадров как по существующим, так и по принципиально новым профессиям, которые должны появиться в ближайшее время.
  6. Культурные индустрии должны наладить взаимодействие со сферой образования в части проведения совместных исследований о проблемах перспективного развития отрасли, формирования перспективных продуктов культурных индустрий, разработки системы компетенций, необходимых работникам культурных индустрий для разработки, производства и продвижения перспективных продуктов.
  7. Культурные индустрии совместно с организациями и учреждениями сферы образования должны предпринять усилия по приданию значительной части образовательных продуктов индустриализированного характера, что позволит существенно повысить доступность образовательных услуг, улучшить социально-информационную среду значительной части населения, наладить правильное сочетание глобальных и национальных компонент культурных продуктов и в целом повысить роль культуры как драйвера развития современного общества.