Материалы

Бытовая картина. Методическое пособие по проведению экскурсий

Автор материалов – Наталья Дмитриевна Соколова

Общие замечания

Музейная экскурсия по теме «Бытовая картина», предназначенная для учащихся 4–5­х классов общеобразовательной школы, – одна из составляющих в экскурсионном цикле «Жанры изобразительного искусства». Изучение жанров живописи, их специфики и содержания необходимо для постижения художественно-­образного языка искусства, поэтому данный цикл является важной частью музейно­педагогической программы «Здравствуй, музей!», реализуемой Русским музеем.

Цель экскурсии – формирование представления о бытовой картине как жанре изобразительного искусства, о ее содержании и выразительных средствах.

Задачи экскурсии имеют как познавательный (расширение представления о содержании изобразительного искусства и его жанровой специфике), так и развивающий характер. Среди них наиболее значимыми для достижения педагогической цели экскурсии являются следующие:
— развитие способности к восприятию художественного образа в произведении изобразительного искусства;
— развитие внимания и наблюдательности по отношению к событиям окружающей действительности;
— развитие способности к сопереживанию (эмпатии), а также к формированию личностного отношения к событиям действительности;
— формирование представления о содержании бытовой картины в различные исторические эпохи;
— развитие способности к пониманию художественно­образного языка бытовой картины как жанра живописи;
— формирование представления о том, что такое тема, сюжет, идея в произведении изобразительного искусства, и в частности – в картине бытового жанра;
— формирование представления о процессе работы художника над тематической композицией.

Методика экскурсий, объединенных общей темой «Жанры изобразительного искусства», является однотипной, и ее основные принципы изложены в методическом пособии по теме «Портрет». Однако в случае с бытовой картиной экскурсионная методика имеет некоторые специфические особенности, заключающиеся в следующем. Мотивом картины на бытовые темы (или жанровой картины, как еще принято ее называть) является, как правило, некий сюжет, действие или событие. Между тем увлекательность сюжета не должна отвлекать внимание экскурсовода от характеристики художественно­образных средств. Важно, чтобы учащиеся поняли: работая над бытовой картиной, художник стремится не только развлечь зрителя, но и сказать нечто важное. Иными словами, в бытовой картине, как и в любом произведении искусства, всегда есть авторский замысел, авторская идея, которая выражена известными художественными средствами – цветом, композицией и др. В связи с этим зрительный ряд экскурсии включает произведения, отличающиеся яркостью, выразительностью и разнообразием живописного языка, отражающего содержание авторского замысла и творческую индивидуальность художника.

Зрительный ряд:
1. А. Г. Венецианов. Гумно. 1821
2. А. Г. Венецианов. Утро помещицы (Помещица, занятая хозяйством). 1823
3. П. А. Федотов. Вдовушка. 1851
4. П. А. Федотов. Сватовство майора (Смотрины в купеческом доме). Около 1851
5. В. Г. Перов. Трапеза. 1865–1876
6. В. Г. Перов. Парижские тряпичники. 1864
7. И. Е. Репин. Бурлаки на Волге. 1870–1873
8. И. Е. Репин. Шторм на Волге. 1870
9. А. Е. Архипов. В гостях. 1915
10. Б. М. Кустодиев. Масленица. 1916
11. К. А. Сомов. Зима. Каток. 1915
12. П. В. Кузнецов. Стрижка баранов. Около 1912

Введение

В начале экскурсии расскажите о бытовой картине как об одном из жанров живописи и обозначьте круг ее тем и сюжетов, предложив детям самим определить отличия бытового жанра от натюрморта, портрета, пейзажа и исторической живописи.

Дайте определение картины бытового жанра: это картина, изображающая эпизоды из повседневной (как правило, современной художнику) жизни людей.

Одним из самых первых и значительных мастеров бытового жанра в России был Алексей Гаврилович Венецианов.

Обращаясь к творчеству Венецианова, остановитесь на тех эпизодах его биографии, которые определили художественные особенности его произведений: Венецианов не получил систематического художественного образования, посещая классы Академии художеств как вольноприходящий ученик, поэтому его творчество с самого начала не было связано строгими канонами академической школы. Этот факт во многом определил неожиданный для искусства того времени выбор тем и сюжетов его первых известных картин.

А. Г. Венецианов. Гумно. 1821. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

А. Г. Венецианов. Гумно. 1821. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Внимательно рассмотрите и обсудите с детьми изображенный на картине «Гумно» сюжет. Спросите, какое впечатление создает картина, какое настроение, какие чувства она вызывает у зрителя.

Ясный солнечный день. Конец летней страды. Крестьяне вывозят в амбары (гумно – амбар для хранения зерна) обмолоченный хлеб. В помещении просторного гумна прохлада и полумрак. В открытые двери мягко льются лучи солнечного света. В картине нет сложного сюжета, – все очень просто и обыденно. Крестьяне заняты привычным повседневным трудом, и его неторопливый ритм создает особое, умиротворенное состояние. Сравните сюжет картины Венецианова с сюжетами картин его предшественников и современных ему художников – Г.  И. Угрюмова, К. П. Брюллова и др.: вместо событий древней истории – современность и повседневный быт, вместо героев античных мифов – простые крестьяне.

Обратите внимание на размеры холста (едва ли не в десять раз меньше любого из исторических полотен мастеров классицизма!), на простоту и обыденность названия картины.

Таким образом, картина Алексея Гавриловича Венецианова сильно отличалась от привычных форм академического искусства. А главное, – она утверждала право на существование и значимость сюжета, изображающего простую обыденную жизнь.

Спросите детей: что побудило Венецианова обратиться кстоль обыкновенному сюжету? Может быть, для мало кому известного художника (год создания картины (1821) – это начало творческого пути А. Г. Венецианова) было бы более оправданно выбрать более яркий, необычный сюжет, который сразу привлек бы внимание широкого зрителя?

В ответах детей, возможно, прозвучат различные версии, к примеру:
— своеобразие натуры художника, которого окружающая повседневная жизнь интересовала более, чем история или античная мифология;
— стремление художника противостоять привычному, общепринятому в искусстве;
— стремление к изображению реальности, а не вымысла и фантазии.

Расскажите один из эпизодов биографии Венецианова: в 1821 году он увидел в Эрмитаже картину французского художника Франсуа Гране «Внутренний вид хоров в церкви Капуцинского монастыря на площади Барберини в Риме». Натуральность в передаче света и воздуха в этом произведении настолько потрясла Венецианова, что с этого момента главной его художественной задачей становится стремление добиться того же эффекта в своих картинах. Уже этого факта было достаточно для того, чтобы творческий интерес художника переместился с замысловатых мифологических сцен на сюжеты несложные, дающие возможность сосредоточиться на решении интересующих его живописных задач.

С этой целью он уезжает из Петербурга в деревню и там пишет картины, непосредственно наблюдая природу и быт крестьян. Картина «Гумно» стала первым опытом в этом направлении.

Известно, что с целью более убедительной передачи света и воздуха Венецианов приказывает выпилить бревенчатую стену амбара и, сидя снаружи, пишет помещение непосредственно с натуры. С этого времени «писать все, как в натуре является» стало главным принципом его творчества, а в русской живописи впервые появились крестьяне в своей естественной среде, занимающиеся привычными для них делами.

А. Г. Венецианов. Утро помещицы (Помещица, занятая хозяйством). 1823. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

А. Г. Венецианов. Утро помещицы (Помещица, занятая хозяйством). 1823. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

П.А. Федотов. Вдовушка. 1851. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

П.А. Федотов. Вдовушка. 1851. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

П. А. Федотов. Вдовушка. 1851

Подтверждение подобных возможностей жанра – произведения Павла Андреевича Федотова, который все свое творчество посвятил изображению бытовых сцен.

В 1851 году Федотов создает одну из самых известных своих картин – «Вдовушка».

Прежде чем начать разговор об этом произведении, дайте возможность учащимся внимательно рассмотреть картину, изучив изображенную художником обстановку, выразительные детали, которым он всегда придавал большое значение – не только живописное, но и смысловое. Используя совместные наблюдения и впечатления, попытайтесь сочинить рассказ по картине. В процессе рассматривания и сочинения сюжета задайте детям наводящие вопросы:
-Где, в какой обстановке происходит действие? (Судя по обстановке, – в скромной квартире жителей так называемого «третьего сословия».)
-Какие детали интерьера комнаты «рассказывают» зрителю о судьбе молодой женщины? (Подсвечник, стоящий не на месте – на стуле; лист бумаги с лежащей на нем пишущей ручкой, – очевидно, опись имущества.)
-Можем ли мы предположить, исходя из сюжета картины, какой будет дальнейшая судьба героини Федотова?
-Чувствуете ли вы отношение художника к своей героине? Если да, то расскажите о нем.

Сюжет картины в какой­-то мере навеян печальными событиями из жизни двоюродной сестры П. А. Федотова. Однако картина «Вдовушка» – отнюдь не портрет, а грустная повесть о судьбе маленького человека. Это тема, близкая многим великим современникам Федотова: Н. В. Гоголю, М. Ю. Лермонтову, А. Н. Островскому, наконец, – Ф. М. Достоевскому.

В маленький уютный мир героини ворвалась беда, трагически изменившая мирное течение жизни. Это смерть (или гибель) мужа, совсем еще молодого гусара, портрет которого мы видим рядом с иконой, за спиной молодой женщины. «Вдовушка» осталась без всяких средств к существованию: даже домашнее имущество описано за долги. Что ждет ее в будущем?..

Рассматривая детали и разгадывая их роль в содержании картины, обратите внимание на мастерство Федотова-­живописца, в частности, на виртуозную передачу материальности предметов – фактуры красного дерева, серебра подсвечника, позолоты деревянных рам.

Блестяще решена художником и задача двойного освещения: теплый свет свечи мягко смешивается в сумрачной комнате с холодным голубоватым светом дня.

Знаменательно, что сюжетом для своей картины Федотов выбирает не единичный эпизод современной ему действительности, а драму, типичную для военной среды тех лет, когда вдовы военнослужащих лишались крова и средств к существованию после смерти своих мужей. Изображая сцену из частной жизни, художник обращает внимание зрителя на животрепещущую проблему своего времени.

Эти слова можно сказать обо всех картинах Федотова. Изображенные им жизненные ситуации никогда не бывают просто предметом для занимательного рассказа. Они всегда имеют подтекст социального характера.

П.А. Федотов. Сватовство майора (Смотрины в купеческом доме). Около 1851. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

П.А. Федотов. Сватовство майора (Смотрины в купеческом доме). Около 1851. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

П. А. Федотов. Сватовство майора (Смотрины в купеческом доме). Около 1851

Большой популярностью как при жизни Павла Андреевича, так и в наши дни пользуется его знаменитая картина «Сватовство майора». Это история о разорившемся майоре, который, чтобы поправить свое положение, сватается к дочери купца, добивающегося, в свою очередь, сближения с аристократией. Иными словами, изображенная Федотовым сцена сватовства представляет собою взаимовыгодную для двух сторон сделку.

Начиная беседу о картине «Сватовство майора», прочтите остроумное и меткое описание сцены («Рацею»), которое сам Федотов сочинил и читал посетителям выставки в залах Академии художеств:

Честные господа,
Пожалуйте сюда!..

Начинается, починается
О том, как люди на свете живут,
Как иные на чужой счет жуют.
Сами работать ленятся,
Так на богатых женятся…

Особое внимание уделите множеству выразительных деталей, в которых «прочитывается» содержание мотива, например: кошка, «намывающая» гостей; майор, накручивающий ус; сплетничающие приживалки; оброненный невестой платочек и др.

Как и в предыдущем случае, осмысливая сюжет картины, предложите детям подумать об отношении художника к изображаемой им сцене. Задайте вопрос, что побудило художника обратиться к подобному мотиву:
— желание развлечь зрителя;
— обычный интерес к событиям из жизни общества;
— интерес к изображению действия в картине;
— желание выразить в картине интересующую общество идею;
— стремление отразить волнующую автора нравственную проблему.

Совместное обсуждение поставленного вопроса должно подвести к выводу о том, что в своем произведении художник ставит ряд кардинальных вопросов современности:
-Что заставляет купца отдавать свою дочь за разорившегося майора?
-Почему он хочет приобщиться к дворянскому сословию?
-Какими путями происходило обогащение купца?
-Какой образ жизни, какие причины приводят майора­-дворянина к женитьбе на необразованной, но богатой купеческой дочке?

Федотова занимает вопрос о причинах возникновения этих явлений. Он заставляет зрителя задуматься над сущностью событий, над тем, что определяет их характер,– над несправедливостью социального устройства.

Еще раз обратив внимание детей на живописное мастерство Федотова (тонкое миниатюрное письмо, виртуозная передача фактуры дорогих тканей и др.), сделайте вывод: бытовой жанр в творчестве П. А. Федотова стал большим искусством, насыщенным глубоким жизненным и идейным содержанием, а блестящее мастерство живописца сделало его небольшие по размерам картины настоящими художественными шедеврами.

В.Г. Перов. Трапеза. 1865–1876 гг. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В.Г. Перов. Трапеза. 1865–1876 гг. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В. Г. Перов. Трапеза. 1865–1876

Особое значение бытовая картина имела в творчестве художников демократического направления, которые главной целью искусства видели критику существующих общественных порядков. Их лозунг – обличение пороков общества – обязывал их к изображению современной российской обыденности.

Картина Василия Григорьевича Перова «Трапеза» принадлежит к целой серии его антиклерикальных полотен (среди них самые известные – «Чаепитие в Мытищах» и «Сельский крестный ход на Пасхе»). В основе ее авторского замысла – резкое, непримиримое отношение художника к негативным явлениям из жизни современного ему русского духовенства.

Обращаясь к сюжету из повседневной монастырской жизни, он беспощадно клеймит человеческие пороки. Они словно выставлены на зрительский суд в самом неприглядном, откровенном виде.

Начиная беседу о «Трапезе», прежде всего, рассмотрите картину, акцентируя внимание детей на ее сюжете. При этом покажите типичную для многих произведений Перова и современных ему художников критической направленности черту: содержание картины раскрывается через изобразительное описание, главную роль в котором играет деталь, объясняющая авторский замысел. С этой целью предложите детям найти в композиции картины и назвать детали, играющие подобную смысловую роль. Они следующие:
— рука монаха, тянущаяся за вновь открываемой бутылкой (фигура слева);
— монах, сбрасывающий остатки еды в платок;
— рука нищенки, тянущаяся за милостыней, и др.

Язык картины прямолинеен, полон мелких, разящих высказываний на тему жадности, душевной черствости, цинизма. В этом смысле он близок притче или журнальной карикатуре. Увлекаясь изобразительным рассказом, Перов пренебрегает решением чисто живописных задач, и это также является типичной чертой бытовой живописи шестидесятников 1, которые во главу угла ставили идею, выраженную через обличающий сюжет.

В.Г. Перов. Парижские тряпичники. 1864. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В.Г. Перов. Парижские тряпичники. 1864. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В. Г. Перов. Парижские тряпичники. 1864

Наряду с картинами антиклерикальной направленности, в творчестве В. Г. Перова есть целый ряд произведений, в которых звучит тема нищеты и одиночества (напомните детям знаменитые «Тройку» и «Проводы покойника»). Социальные пороки обличаются в них через изображение жизни и быта бедных людей.

В 1862 году Перов был направлен во Францию в качестве пенсионера Академии художеств. Бродя по окраинам и предместьям Парижа, художник пытливо всматривался в жизнь обитателей бедных кварталов, писал и зарисовывал уличные сценки и городские типы.

Начиная беседу о картине «Парижские тряпичники», задайте вопросы:
-В чем проявляется отличие данной картины от предыдущей?
-В чем, по вашему мнению, заключается авторская идея, и каким способом она выражена в картине?

Рассматривая картину и обсуждая вместе с детьми поставленные вопросы, прежде всего, обратите внимание на иной (в отличие от «Трапезы») характер образов: изображенные на картине персонажи вызывают у зрителя не возмущение и негодование, а симпатию и сочувствие. Перов здесь обличает не напрямую. Главная цель автора – вызвать у зрителя сострадание к участи «униженных и оскорбленных» и через это – чувство негодования бесправием и нищетой народа.

Завершением беседы о произведениях Перова может стать следующий вывод: содержание бытовой картины в творчестве В. Г. Перова (так же, как и многих других его современников) вышло далеко за пределы традиционного для нее простого изображения обыденности – она стала социально значимым явлением. А метод отражения действительности, который лежал в ее основе, получил название метода критического реализма.

И.Е. Репин. Бурлаки на Волге. 1870–1873 гг. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

И.Е. Репин. Бурлаки на Волге. 1870–1873 гг. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

И. Е. Репин. Бурлаки на Волге. 1870–1873

Одна из задач экскурсии – показать, что работа художника над картиной бытового жанра может быть столь же серьезной и длительной, как и работа над исторической картиной. Она требует от автора напряжения всех творческих сил, и процесс ее создания часто включает те же этапы, что и процесс работы над исторической композицией (сбор материала, эскизы, наброски, этюды с натуры и т.д.). Решить данную педагогическую задачу поможет восприятие картины Ильи Ефимовича Репина «Бурлаки на Волге».

Замысел картины возник у Репина еще в 1868 году, когда он был учеником Академии художеств. Однажды на набережной Невы он увидел группу бурлаков, тянущих бечевой лямку. На фоне гуляющей празднично одетой толпы они воспринимались особенно драматично и произвели на молодого художника сильное впечатление: «Какой, однако, это ужас!.. Люди вместо скота впряжены…» Репин задумал написать об этом картину. Он сделал несколько набросков и показал их своему другу пейзажисту Ф. А. Васильеву. Васильев одобрил замысел, но предупредил: «Знаешь ли, боюсь я, чтобы ты не вдался в тенденцию… Тут эти барышни, кавалеры, дачная обстановка, что-­то вроде пикника; а эти чумазые уж очень как­-то искусственно “прикомпоновываются” к картинке для назидания; смотрите, мол, какие мы несчастные уроды, гориллы. Ох, запутаешься ты в этой картине: уж очень много рассудочности. Картина должна быть шире, проще, что называется – сама по себе…»

Спросите детей, что имел в виду Ф. А. Васильев, когда говорил о тенденции в искусстве, и согласились бы они на месте И. Е. Репина с мнением его друга.

Возможно, данный вопрос спровоцирует дискуссию. В этом случае поддержите ее и скажите о том, что Васильев не случайно предупредил своего друга: многие современные им художники демократического лагеря страдали подобной тенденциозностью, что значительно снижало художественность их произведений.

Задайте детям следующий вопрос: как вы думаете, какой совет мог дать в этой ситуации Ф. А. Васильев?

«Я бы на твоем месте поехал на Волгу, – сказал Васильев, – вот где, говорят, настоящий традиционный тип бурлака, вот где его искать надо…» 

Следуя совету друга, Репин вместе с Васильевым едет на Волгу. Поездка удалась вполне: «Мы вставали с восходом солнца и спешили на палубу, чтобы не пропустить ни одного интересного места, и старались набросать, записать и поместить в своих дорожных альбомах все выдающееся на пути…» (из воспоминаний И. Е. Репина).

И.Е. Репин. Шторм на Волге. 1870. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

И.Е. Репин. Шторм на Волге. 1870. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

И. Е. Репин. Шторм на Волге. 1870

На Волге Репин нашел все, что было ему необходимо для будущей картины. Он увидел замечательные природные мотивы, волжских бурлаков, сблизился с ними, писал с них портретные этюды.

Эти этюды и некоторые из эскизов, а также зарисовки и наброски необходимо (если есть такая возможность) показать детям, рассмотреть их мотивы, композицию, после чего обратиться к восприятию самой картины.Прежде всего, дайте детям возможность не спеша всмотреться в картину и задайте вопросы:
— В чем, по-вашему, отличие эскизов и первоначальных набросков композиции от окончательного варианта картины (разумеется, кроме отличий в размерах)?
— Чем обусловлены эти отличия?
— Влияют ли изменения в мотиве и композиции, которые сделал Репин в процессе работы, на эмоциональное впечатление от картины?

Напомните, что в самом первом наброске, помимо группы бурлаков, присутствовала нарядная публика, гуляющая по набережной Невы.

Высказывания детей на тему эмоционального впечатления, очевидно, будут содержать такие эпитеты, как «раздольный» (пейзаж), «жаркий и солнечный» (состояние природы), «мощный, сильный» (группа бурлаков) и т.п. Используя эти высказывания, акцентируйте внимание детей на том, как изменилось впечатление и трактовка художником темы бурлаков в сравнении с первоначальным замыслом.

Таким образом, обратив внимание на то, как художник интерпретирует реальный мотив или портретный образ, подчиняя его требованиям содержания картины, еще раз подчеркните роль предварительного этапа (изучение материала, работа над зарисовками, этюдами, эскизами) в процессе развития, осмысления и оформления художественного замысла.

Одним из важных моментов анализа картины является характеристика образов отдельных бурлаков, и в особенности – Канина, кулачного бойца, бывшего матроса Илько, молодого парня Ларьки. Обсудите вместе с детьми характер каждого из них, обратив внимание на выражения лиц, движения и жесты и отметьте наиболее яркие черты:
— Канин – внутреннее спокойствие, мудрость, незлобивость: «Была в лице его особая незлобивость человека, стоящего неизмеримо выше своей среды. Так, думалось мне, когда Эллада потеряла свою политическую независимость, богатые патриции железного Рима на рынках, где торговали рабами, покупали себе ученых-­философов для воспитания своих детей» (из воспоминаний И. Е. Репина);
— кулачный боец – впечатление могучей богатырской силы и в то же время выражение детской наивности, доброты;
— бывший матрос Илько – наоборот, – угрюмость, озлобленность и могучая несокрушимая сила (такие люди, как Илько, страшны в стихийном бунте).

В завершение беседы, вновь обратившись к художественному замыслу, задайте детям вопрос: с какой целью, по вашему мнению, Репин писал картину «Бурлаки»? Какой он представлял главную идею своего произведения?

В связи с этим напомните детям:
— сюжет – рассказ или действие, которые непосредственно изображены на картине;
— тема – понятие достаточно широкое; тема тесно связана с содержанием картины, однако, исключает идею, то есть отношение автора к тому, что изображено на картине. Тема подразумевает то, о чем (в широком смысле) рассказывает автор; так, темой картины «Бурлаки» является изображение бурлацкого труда в современной художнику России;
— идея всегда отражает отношение художника, его авторский замысел; это смысл картины, ее главная мысль.

Выслушав детские ответы, приведите слова художественного критика В. В. Стасова о «Бурлаках»:«Эти одиннадцать человек, шагающих в одну ногу, натянувши лямки и натужившись грудью, что это за людская мозаика с разных концов России!.. Это могучие, бодрые, несокрушимые люди, которые создали богатырскую песню “Дубинушку”…»

Таким образом, пройдя путь от первоначального замысла к его воплощению, картина обогатилась яркими жизненными впечатлениями, глубоким содержанием. Уйдя от первоначальной тенденциозности, Репин сумел показать не только тяжелую бурлацкую долю и гнетущий труд бурлаков – он возвеличил своих героев, воспел их как людей высокой душевной красоты и впервые в русской живописи показал их как могучую народную силу. В этом и заключается идея картины. И именно благодаря этой идее она в полной мере отразила эпоху 70–80­-х годов XIX века, так же как предыдущую – «Последний день Помпеи» К. П. Брюллова.

А. Е. Архипов. В гостях. 1915. Русский музей, Санкт-Петербург

А. Е. Архипов. В гостях. 1915. Русский музей, Санкт-Петербург

А. Е. Архипов. В гостях. 1915
Б. М. Кустодиев. Масленица. 1916

Среди художников конца XIX – начала XX столетия мастерами бытового жанра были А. Е. Архипов и Б. М. Кустодиев.

Абрам Ефимович Архипов был художником яркого живописного дарования. Он изображал сцены из деревенского быта, но жизнь русской деревни на его картинах была совсем не такой, какой мы видим ее в творчестве передвижников.

Картина «В гостях» была написана Архиповым в 1915 году, почти через полвека после репинских «Бурлаков».

Чтобы дети почувствовали особенный, отличный от многих его предшественников взгляд Архипова на мотивы народной жизни, используйте в ходе восприятия картины метод сравнительного анализа. Вспомните мотив и идею «Бурлаков» и предложите детям назвать отличия:
— в характере мотива (праздничный, жизнерадостный);
— в композиции (фрагментарность, динамика);
— в цвете (яркий, солнечный, насыщенный, с преобладанием теплых красных тонов).

В картине Архипова нет ни скорби, ни обличительного гнева, ни протеста. Художник любуется красотой многоцветных одежд молодых, полных радости жизни крестьянок; любуется он и солнечным светом, ярким потоком заливающим горницу, и незатейливым деревенским натюрмортом на столе. Картина словно излучает счастье и свет весеннего праздника.

Особенность этой картины – огромное значение живописных средств в выражении авторского замысла. В связи с этим особое внимание уделите роли цвета, света и композиции в создании эмоционального впечатления от мотива:
— в композиции картины есть элемент случайности: мотив увиден будто бы случайно брошенным взглядом (рамой картины «срезаны» фигуры, интерьер избы);
— красный цвет крестьянских юбок, блузок, фартуков пламенеет на картине, радуя праздничностью и здоровьем молодости;
— солнечный свет является ведущим «персонажем» картины, играя главную роль в создании эмоционального впечатления (можно сказать, что в «Гостях» Архиповым достигнута вершина мастерства в передаче «игры» солнечного света).

Завершая беседу о картине «В гостях», скажите, что свойственное Архипову понимание народной темы было характерно для многих художников рубежа XIX–XX веков. Тема социального гнета в их творчестве уходит на дальний план. В жизни русского крестьянства они сумели увидеть особую эстетику и поэтическое начало.

Поэтика и любование в изображении русского народного быта – характерная черта жанровых полотен Бориса Михайловича Кустодиева. Художник увлечен яркой красочностью сельских праздников, нарядным колоритом деревенских ярмарок и масленичных гуляний.

Б.М. Кустодиев. Масленица. 1916. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Б.М. Кустодиев. Масленица. 1916. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Предложите детям самостоятельно рассказать о картине Кустодиева «Масленица», используя яркие эмоциональные характеристики (веселый, праздничный, яркий, звучный, сказочный и др.). Обратите внимание на место действия (старинный русский город с белыми церквями, колокольнями и золотыми куполами, с веселой ярмаркой, гуляниями), на время года и состояние природы (морозная русская зима, ясный солнечный день).

Изображая сцены из русского народного быта, Кустодиев стремится к выражению национального стиля. С этой целью он изучает народный лубок, народные промыслы, игрушку, глиняную посуду. Все это определяет свойственную его живописи стилизацию – яркость, подчеркнутую звучность и чистоту цвета, его локальность и декоративность, некоторую условность композиции (четкое разделение на планы, кулисность).

С тем чтобы дети увидели проявления этих качеств в картине, сравните «Масленицу» Кустодиева с «Гостями»  Архипова, отметив условность художественной манеры первой и реалистичность последней.

В завершение беседы сделайте вывод о специфике изображения народного быта в творчестве художников рубежа XIX–XX веков: в картинах мастеров бытового жанра этого времени мы видим увлеченность народной традицией, в них звучит ностальгия по уходящей чистоте уклада народной жизни и мечта о будущем ее возрождении.

Искусство рубежа двух столетий было необычайно богато творческими поисками, что отразилось в разнообразии живописных стилей и наличии множества художественных течений. Это обогатило содержание бытового жанра, сделало бытовую картину отражением многих творческих идей, тенденций и взглядов.

Художественное течение «Мир искусства» оформилось в самом конце XIX века. Для художников этой группы (А. Н. Бенуа, К. А. Сомова, Е. Е. Лансере, М. В. Добужинского, Л. С. Бакста идр.) было характерно обращение к западному искусству, увлечение прошлым, поэтизация дворянской культуры XVIII–XIX столетий. В их произведениях оживает быт старой Европы и России.

К.А. Сомов. Зима. Каток. 1915. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

К.А. Сомов. Зима. Каток. 1915. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

К. А. Сомов. Зима. Каток. 1915

Картина Константина Андреевича Сомова «Зима. Каток» изображает галантную сценку из быта дворянского Петербурга XVIII века.

Для восприятия содержания этой картины необходимо, чтобы дети поняли причины обращения художника к быту прошлых эпох, в частности, к дворянскому быту XVIII столетия. С этой целью задайте наводящие вопросы:
— Почему, по вашему мнению, художника не интересуют события современной действительности?
— Почему из жизни прошлых эпох он выбирает не героические эпизоды, а ничем не примечательные сценки повседневности?
— Чем отличаются мотивы бытовых картин К. А. Сомова от мотивов картин этого жанра кисти А. Е. Архипова и Б. М. Кустодиева?

Обобщая детские ответы, вновь обратитесь к краткой характеристике эпохи конца XIX – начала XX веков, отметив наличие бурных социальных конфликтов, противоречий, мощное наступление эры капитализма, что зачастую вызывало неприятие художником мира современной действительности и стремление уйти в своем творчестве в мир минувших эпох. Художники грезили этим миром, искали в нем утраченную гармонию, поэтизировали его. Там не было социальных конфликтов, классовой борьбы и противоречий. И все же их произведениям было присуще тонкое чувство историзма. Прежде всего, они стремились передать стиль эпохи, обнаруживающий себя в архитектуре, костюмах и манерах людей того времени. Их жанровые картины, изображающие повседневную жизнь прошлого, в какой-то мере можно назвать и историческими (вспомните, что на экскурсии по теме «Историческая картина» дети смотрели подобные произведения, характеризуя их как исторический жанр). Этот факт говорит еще об одной особенности искусства конца XIX века – о характерном для него сближении и смешении жанров.

Рассматривая картину, полюбуйтесь изысканностью ее живописи, которая проявляется в декоративности и тонкости письма, в чистоте и какой-то особенной, неяркой звучности цвета. Отметьте черты стилизации, которые всегда были свойственны живописи и графике художников объединения «Мир искусства».

П.В. Кузнецов. Стрижка баранов. Около 1912. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

П.В. Кузнецов. Стрижка баранов. Около 1912. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

П. В. Кузнецов. Стрижка баранов. Около 1912

Мотив картины Павла Варфоломеевича Кузнецова «Стрижка баранов» характеризует ее как картину бытового жанра. Однако ее смысл выходит далеко за пределы привычных представлений о содержании бытовой картины.

Дайте возможность детям какое-то время (несколько минут) молча всмотреться в картину, с тем чтобы они высказали свои наблюдения и эмоциональные впечатления. Предложите детям дать словесное описание мотива (где разворачивается действие, что происходит и т.д.), – это даст им возможность почувствовать его простоту и практический отказ художника от привычного для бытовой картины развернутого сюжета.

Расскажите об увлечении художника красочным миром Востока, о его стремлении обрести в киргизских степях утраченную гармонию жизни.

Задайте вопрос: есть ли в изображении этого обычного мотива что-либо необычное?

Вероятно, дети отметят необычность не самого мотива, а его переживание художником («будто бы происходит что-то таинственное, загадочное»; «люди занимаются повседневным делом, но в их лицах и движениях нет суетности»).

В отличие от персонажей Сомова, герои картин Кузнецова – простые жители заволжских степей. Художник утверждает земное бытие как непреходящую ценность, видит единство людей, связанных общими заботами, общим трудом. В труде – ключ человеческого взаимопонимания, и не только внешнего, но и внутреннего, духовного единства. Люди могут жить в согласии между собой, в гармонии с природой, утверждает художник. В этом – смысл его живописных полотен, в этом – их авторская идея. И мы, зрители, понимаем и верим этой идее, когда смотрим картины Кузнецова.

Спросите детей: каким образом художник убеждает зрителя? Что дает ему такую возможность?

Здесь важно подвести детей к мысли о роли художественного языка в выражении авторской идеи, в связи с чем акцентируйте их внимание на цвете (спокойно звучащие тона, особая чистота и прозрачность цвета), композиции (ощущение большого пространства за счет отдаленной точки зрения на изображаемое), ритмическом языке линий и цветовых пятен (картина изобилует плавными, дугообразными формами – таковы юрты, фигуры женщин, линии горизонта, которые перекликаются, «рифмуются» между собой). В результате небольшое по размерам полотно кажется монументальным.

Заключение

Завершая экскурсию, вспомните имена художников, картины которых дети увидели на экспозиции музея, и проведите заключительную беседу о содержании картины бытового жанра.

Бытовая картина изображает повседневную жизнь людей, их обычные действия и события окружающей действительности.

Изображая событие, художник всегда выражает свое отношение к нему и вкладывает в содержание картины волнующую его идею.

Бытовая картина, как и картины других живописных жанров, всегда отражает идеи и мысли людей того времени, когда жил ее автор, а также его личностное отношение к изображаемому.
С целью закрепления экскурсионного материала необходимо задать детям контрольные вопросы:
1) Что изображает бытовая картина?
2) Каким было содержание бытовой картины в разные эпохи (в 1-ой половине XIX в., во времена передвижников, в конце XIX – начале XX вв.)?
3) Какое содержание бытовой картины ближе всего вашему представлению о ней?
4) Назовите имя художника, чья картина вам больше всего понравилась.

Можно также предложить детям задание: попытаться (если у них есть желание) изобразить бытовую сцену в любой живописной или графической технике.

Тэг: exkursii