Художественное образование школьника в контексте математических методов анализа результатов

Художественное образование школьника в контексте математических методов анализа результатов

Бояшова Светлана Анатольевна,
директор Головного центра мониторинга
и сертификации Отраслевой системы
Университета ИТМО, доктор технических наук,
кандидат педагогических наук

Определим понятие художественного образования человека с точки зрения кибернетического подхода.

Художественное образование – это сложный процесс изменений состояния психической системы человека (художественного интеллекта) при внешнем воздействии окружающего его художественно-информационного поля как составной части единого информационного поля.

Воздействие информационного поля может быть осознаваемым или неосознаваемым, управляемым или неуправляемым человеком. По осознанности и управляемости художественное образование можно классифицировать на две основные группы: осознанное и управляемое самим человеком, неосознанное под действием внешнего управления (возможны другие промежуточные подгруппы с различной комбинацией мер осознанности и управляемости).

Разработка моделей педагогических систем, создаваемых с целью формирования и развития художественного интеллекта обучающегося, начинается с установки основных пространственно-временных системных ограничений.

Первое ограничение ‒ определение категории обучающегося и его возраста (например: школьник 6‒7 лет, начальное образование, первый класс).

Второе ограничение ‒ выбор основной группы и дополнительных подгрупп процессов художественного образования обучающегося, которые должны формировать и развивать его художественный интеллект (например: частично осознаваемые и частично управляемые самим обучающимся при значительном воздействии внешнего управления со стороны преподавателя).

Третье ограничение ‒ формирование образовательной среды (например: музей, художественная школа, общеобразовательное учреждение и др.)

Четвертое ограничение ‒ определение основных и дополнительных целенаправленно формируемых и развиваемых характеристик художественного интеллекта обучающегося с учетом первых трех ограничений (например: визуальная грамотность как характеристика художественного интеллекта школьника 6‒7 лет, обучающегося в системе дополнительного образования в условиях образовательной среды Русского музея).

Пятое ограничение ‒ формализация выбранных показателей художественного интеллекта обучающегося с последующим измерением, оценкой, анализом и мониторингом полученных результатов художественного образования.

Формализация показателей сформированности и развития интеллекта человека является нерешенной к настоящему моменту научной проблемой, связанной с управлением образовательными процессами. Возникает ряд закономерных вопросов. Нужна ли такая формализация, если речь идет о человеке? Если ‒ «да», то зачем и каким способом?

Если на первый вопрос ответить отрицательно, то процессы управления образованием человека будут носить случайный характер с минимальной вероятностью получить желаемый результат. Очевидно, что способ управления, относящийся к категории «проба ‒ ошибка» или «проба ‒ ожидаемый результат» не может быть оптимальным и эффективным по причине большого перебора вариантов возможных управленческих решений.

Что касается второго вопроса, то для его решения существует достаточная методологическая основа, позволяющая начать научный поиск возможных решений. К базовым теориям, которые могут быть использованы при формализации характеристик интеллектуальной системы человека можно отнести: основы теории общих систем, метрологию, психологические теории, связанные с формированием ЗУН (знаний, умений, навыков), математическую статистику и теорию вероятности.